Возьмем простую задачку: есть два человека, один живет в РФ, а другой — в условной Чехии. Или в Австрии, не столь важно. У обоих на руках имеется сумма денег эквивалентная полутора миллионам рублей, которую предполагается потратить на покупку новой машины. Как поступит в этой ситуации русский, а как европеец?
Я живу в РФ и мне кажется, что моя логика довольно типична для жителей нашей страны. Полтора миллиона — это не такая уж и маленькая сумма, на которую даже сейчас можно купить авто за наличные без кредитов, дополнительных условий и прочей чепухи. Мой алгоритм максимально прост: беру свои деньги и иду в салоне Рено либо Киа, где покупаю Дастер, Соул или Рио в зависимости от своих потребностей. Думаю, точно так же поступило бы и большинство из вас. Но в Европе люди мыслят немного по-другому, и алгоритм действий в этой ситуации у них был бы другим...
Если у нас есть ограниченная сумма денег, мы сразу же пытаемся ее обналичить. То ли менталитет так работает, то ли память о стремительном обесценивании денег не дает покоя, но за бумажки мы всегда хотим получить вещь, причем желательно здесь и сейчас. Если есть полтора миллиона, мы лучше купим условный Дастер и будем спокойно на нем ездить ближайшие лет пять-семь: машина новая, вложений в ближайшей перспективе не потребует — чего еще нужно?
О вторичных вещах типа расхода топлива мы задумываемся только во вторую, а то и вовсе в пятую очередь. А вот европеец наоборот экономичность поставит во главу угла, и за эквивалент наших полутора миллионов он точно не пойдет в салон ничего покупать. Скорее всего он возьмет в кредит или рассрочку еще порядка 500-700 тысяч и купит себе что-нибудь вот такое:
Это точно такой же хэтч В-класса, как наш Рио или Солярис, только на гибридной установке с расходом пять литров на сотню в смешанном цикле. Изначально такой автомобиль стоит процентов на тридцать дороже, чем самый бюджетный В-класс, который можно купить на рынке, но в обозримой перспективе за счет экономии на топливе такая машина окажется намного выгоднее.
Условно, обычный городской хэтч в смешанном цикле потребляет 9 литров топлива, этот пепелац – только 5. При разнице в стоимости полмиллиона рублей и цене бензина 120 рублей за литр получаем, что покроет эту разницу гибрид за счет экономии топлива через сто с небольшим тысяч километров пробега. Это типичный пробег, после которого в Европе стараются машины уже не держать.
Получается, что за весь свой срок эксплуатации гибрид покроет изначальную разницу в цене, а его бóльшая стоимость при продаже пойдет напрямую в карман владельца. В итоге даже с небольшим кредитом такой автомобиль в их условиях окажется выгоднее.
У нас же такая схема точно не сработает. Гибридов по российским дорогам ездит очень мало, и люди им еще не доверяют. Да и расход топлива не является для нас настолько критичным показателем, чтобы ради его сокращения пересаживаться на малопригодные для наших условий агрегаты. При покупке авто с одной и той же суммой на руках мы примем совершенно разные решения, каждое из которых будет верно, исходя из условий, в которых мы живем.
Какой автомобиль купили бы вы, имея полтора миллиона на руках? Покупали бы на те деньги, что уже есть, или взяли бы кредит?