Основная задача ремня газораспределительного механизма (ГРМ) – приведение в движение распределительного вала или валов от коленчатого и синхронизация их вращения друг с другом. В некоторых моделях он дополнительно отвечает ещё и за работу помпы – насоса охлаждающей жидкости. Обрыв ремня ГРМ неизменно приводит к остановке двигателя, а в некоторых моделях ещё и к практически неминуемой встрече клапанов с поршнями и дорогостоящему ремонту. Лучший способ предотвратить это – своевременная замена детали. О том, сколько служит ремень ГРМ и по какой причине он может прийти в негодность раньше срока – читайте в нашей статье.
Сколько служит ремень ГРМ и что указывает на необходимость его замены
Срок службы ремня ГРМ на конкретном автомобиле определяет его производитель, исходя из конструктивных особенностей и результатов испытаний. При этом тесты, естественно, проходят только с оригинальными расходниками.
Рекомендованная периодичность замены ремня ГРМ на некоторых моделях
Следует иметь в виду, что даже у одних и тех же моделей, выпущенных в разные годы, рекомендованный производителем интервал замены ремня ГРМ может отличаться. К примеру, в 8-клапанных Lada Kalina и Granta 2 поколения сначала регламентом предписывалось менять его каждые 75 тысяч км, а с 2021 года срок увеличили до 90 тысяч.
Узнать, как часто меняется ремень ГРМ на конкретном автомобиле, можно из руководства по эксплуатации. Также необходимо обращать внимание на наличие рекомендаций по сокращению срока службы деталей в случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях. Практика показывает, что желательно не тянуть до последнего и производить замену на 20–30 тысяч километров раньше стандартного интервала. При установке неоригинального расходника интервал по пробегу лучше уменьшить вдвое и регулярно проверять состояние ремня визуально.
Что может убить ГРМ раньше срока
Хотя интервал замены ремня ГРМ и привязан к пробегу, работает деталь постоянно, в том числе и на холостом ходу, а наибольшую нагрузку испытывает при запуске двигателя и резком изменении его оборотов. Поэтому на скорость износа детали напрямую влияют условия эксплуатации автомобиля.
Условия, сокращающие срок службы ремня ГРМ:
- Длительная работа на холостом ходу.
- Частые запуски холодного двигателя.
- Агрессивная езда: резкие старты, понижения и повышения передач, переключения на высоких оборотах.
- Запуск мотора «с толкача».
- Эксплуатация автомобиля с превышением максимальной допустимой массы и буксировка прицепа.
При наличии хотя бы одного из этих факторов за состоянием привода надо следить внимательнее, а расходник менять почаще. А при сочетании нескольких условий тем более.
Некоторые неисправности и проблемы, возникающие в результате неквалифицированного и несвоевременного обслуживания, способны убить ремень ГРМ значительно раньше срока, а то и моментально. В первую очередь это касается низкокачественных неоригинальных деталей с меньшим запасом прочности. Однако нередки случаи, когда очень быстро рвется и исправный новый ремень.
Проблемы и неисправности, убивающие ремни ГРМ:
1. Заклинившая помпа. В моделях, где ремень ГРМ помимо шкива распредвала вращает ещё и шкив насоса охлаждающей жидкости, последний часто меняют заодно при обслуживании привода. Ведь если в случае критического износа подшипников помпы её шкив заклинит, с вращающегося с огромной скоростью ремня ГРМ практически гарантированно срежет зубья.
2. Грязь, вода и технические жидкости. Антифриз с подтекающей помпы или масло, вытекающее через сальники валов, попадающая при преодолении бродов под кожух вода и грязь могут быстро привести ремень в негодность. Технические жидкости разъедают материал, а грязь создает абразивное воздействие.
3. Неправильная натяжка. Избыточная и недостаточная натяжка ремня неизменно приводят к быстрому износу зубьев. При недостаточной натяжке дополнительно возрастает риск продольного смещения, а при перетяжке – преждевременного выхода из строя подшипников помпы и валов.
4. Несоосность шквивов и роликов. Неправильная установка помпы, износ подшипников насоса ОЖ, шкивов коленвала и распредвала, перекос натяжных роликов, а также затяжка крепежа неверным моментом обычно приводят к поперечному смещению ремня. Характерный признак проблемы – съедание ремня ГРМ, то есть стачивание с одной из сторон в результате трения и уменьшение ширины. Прочность в этом случае уменьшается, а натяжение становится ещё более неравномерным.
5. Изношенный или нештатный шкив. Проблема характерна для автомобилей с большим пробегом и встречается редко. При несоответствии формы зубьев и диаметра шкива штатному ремень может прийти в негодность уже через несколько тысяч километров.