Всем привет! Заголовок провокационный сегодня получился. Истинно в духе Дзена. Но вот, навеяло что-то!
В последнее время в информационной ленте мне всё чаще стали попадаться рассказы о людях, решивших бросить всё и, купив дом на колесах (неважно автодом или караван), уехать путешествовать по стране и миру. И это на первый взгляд кажется очень необычно, волнительно и смело! Ну надо же! Молодцы какие! Решились на смелый поступок! Пусть у вас всё получится! Как я вам завидую! Такие и им подобные комментарии под статьями и видео об этом превалируют повсеместно. И вот сегодня предлагаю поговорить на эту тему с точки зрения своего опыта жизни на колесах.
Скажу честно, и меня такие мысли посещали довольно регулярно. Особенно часто весной и осенью! (шутка юмора такая!) И всё время приходило понимание, что это, в нашей стране (да и не только в нашей), не такая простая в исполнении идея.
Для того, чтобы не растекаться мыслью по древу, предлагаю взять к рассмотрению только исключительно технические аспекты такого житья, не вдаваясь в другие вопросы типа дохода, детей, школы, прописки, медицины, родителей и прочего.
Итак, имеем: двое, он и она на внедорожнике с шведским караваном очень известной фирмы специально предназначенном для эксплуатации в суровых зимних условиях. Внедорожник потому, что такой караван имеет довольно значительную массу, до 1,5 тонн в снаряженном состоянии, а еще его безопасней и уверенней буксировать в климатических поясах нашей страны именно на полноприводном автомобиле (мы ведь в нем круглый год живем). Почему караван, а не автодом? Потому что наша смелая пара никуда не спешит и хочет подолгу задерживаться в уединенных красивых местах наслаждаясь тишиной, покоем и чистым воздухом! Ведь именно за этим они решили сбросить бетонно-асфальтовый ошейник! А делать это с караваном удобней. Всегда есть возможность на автомобиле съездить по текущим делам. Да и по ширине он больше, чем все так любимые большинством автодома на базе фургонов.
Еще, чтобы исключить страхи и проблемы с безопасностью, добавим в компаньоны нашими героями собаку. Большую, серьезную, способную одним своим видом охладить пыл лихого человека или залетного зверя и верно караулить одиноко стоящий на лесной поляне дорогой домик с дорогим оснащением пока он и она любуются природой или отлучились по делам.
Шведский караван, потому что заявленный производителем температурный диапазон эксплуатации у него до - 40 градусов по Цельсию! А еще, потому что там жидкостная система отопления "Альде" (батареи как в квартире) и теплый пол с жидким же теплоносителем. А это в нашем климате очень нужная фишка. Все, кто хоть раз попробовал зимний караванинг без теплых полов, это подтвердят. Только в таком караване можно действительно комфортно жить в любое время года. Притом цена на такой не сильно подержанный караван вполне адекватная (для тех задач, которые ставят перед собой наши беглецы от городской рутины). За экземпляр в достойном состоянии просят около 2х млн. рублей.
Приличный рамный внедорожник (тоже не новый, но пусть будет живая трехлетка) мощностью до 250 л/с обойдется примерно в 4,3 млн рублей.
Новый автодом с аналогичными функционалом на эти деньги не купить, а подержанный найти сложно, но можно попробовать. Так что выбор на чем ехать к мечте есть.
Наши герои сугубо городские жители, поэтому просто жить в глухой деревне они не хотят. Нужны красивые локации, новые впечатления, возможность следить за своей физической формой! А ещё, никаких дров и печей! И чтобы горячая вода в душе каждый день! И связь с интернетом! И свет в розетке всегда!
Вот здесь возникает первая небольшая трудность. Для того, чтобы всё это хозяйство эксплуатировать нужно хотя бы немного разбираться в технике. Понимать как она работает, уметь пользоваться инструментом. А небольшой эту трудность я назвал потому, что у нас народ грамотный, технически подкованный и в большинстве своем, любой мужчина способен определить с помощью тестера замыкание электрической платы или выход из строя резистора. Про навыки регулировки тормозных колодок на прицепе, сборки солнечной электростанции, а так же небольшого ремонта автомобиля своими руками я уже и не говорю. Само собой разумеющееся!
Прежде чем на такое мероприятие решиться, технику подготовить надо! Автономность должна быть на высоте! Собрать солнечную электростанцию с номинальной мощностью панелей минимум на 500 ватт, с хорошим (чтобы не подводил) контроллером, и всем необходимым, включая пару дорогих АКБ на 120 а/ч (свет в розетке должен быть всегда и любимая кофемашина утром должна подать кофе вовремя), обойдется с монтажом и панелью управления в сумму около 250 тыс. руб.
Так как зимой в караване должно быть тепло всегда, даже во время его буксировки, то система автоматических газовых клапанов DuoControl, которая позволяет пользоваться газом во время движения, обязательна к приобретению.
Плюс композитных (стальные тяжелые) баллонов минимум штуки четыре (два в работе два в резерве). Итого около 50 тыс. рублей.
Пример стоимости усовершенствований для мобильного домика я привел. Дальше могу сказать следующее: комплектация каравана различными девайсами в виде датчиков газа и воды, системой охранной сигнализации, видеонаблюдения, усилителя сигнала сотовой связи с роутером, дополнительными баками для воды, выносной газовой розеткой для гриля и т.п. плюшками легко может потянуть на миллион рублей и больше.
Но вот все проблемы позади и поехали наши счастливцы куда глаза глядят! Расход у внедорожника (бензиновая машина у наших героев, дизель под задачи уединения в нашей стране не очень подходит) с тяжелым караваном получается около 20 литров АИ-95го на сотню (а то и больше, машина груженая, вещей много надо). То есть каждая сотня километров пробега будет обходиться примерно в 1000 рублей.
С мая по сентябрь всё будет неплохо. Воду всегда можно раздобыть (кроме нашего юга, где с этим проблемы). Правда ездить за ней придется часто. Если пользоваться как обычно, то 50 литров в день будут улетать легко. То есть каждый день нужно будет пять ведер воды привезти и залить! Тут и физкультурой заниматься не надо! Если всё же научиться экономить, то на двоих 20 литров в день будет хватать. Так как стоять наши отшельники будут преимущественно в местах малонаселенных, то организовать сток серой воды будет не сложно.
Если солнечная электростанция будет работать без сбоев, то с электричеством проблем быть не должно. На крайний случай бензиновый генератор выручит наших героев (хороший и тихий на 2 квт 105 тыс. руб. стоит). Положим на его работу при крайне неблагоприятных погодных условиях, недозаряде батарей и повышенном энергопотреблении (решила хозяюшка в мультиварке варенье из фейхоа сварить перед этим волосы феном подсушив) 10 литров АИ-92 в месяц. Итого: 450 рублей.
Комфортное уединение тоже бесплатным не будет. В месяц придется расходовать жидкость или капсулы с порошком в объеме около двух литров или банки с пакетиками. Цена жидкости около 800 рублей за 2 литра. Пакетики стоят 1500 руб. за банку.
Расход газа для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи и работы холодильника летом невелик. Одного баллона объемом 27 литров вполне хватает на месяц. И это всего 650 рублей.
Но вот в зимнее время, особенно в морозную погоду около -20 градусов, расход будет составлять не менее 5 литров в сутки. Соответственно, пары (у нас ведь "DuoControl") баллонов хватит гарантировано на 6 спокойных морозных ночей. Не сложно посчитать, что месяц проживания на горнолыжном курорте в Горном Алтае или под Челябинском будет стоить заправки как минимум 8 баллонов.
В общем зимой проживание в таком домике вполне сопоставимо с ценой содержания обычной двухкомнатной квартиры в областном центре. Без заморочек с водой, туалетом, солнечными панелями, генераторами и газовыми баллонами.
Выход из строя любого технического узла (особенно зимой) сразу превращаются в сложный квест со множеством неизвестных и смутной перспективой продолжения путешествия.
И это мы рассмотрели только самые основные нюансы такого "ухода в закат". А сколько всего еще можно добавить! Возможно, что ближе к экватору такое уединение будет и попроще. Но обстановка в мире пока не располагает к активному пересечению границ.
А по своему опыту скажу, что после двух месяцев кочевой жизни на колесах, очень хочется домой! А дома через два месяца начинаешь скучать по дороге!
Может разумное чередование этого и есть настоящая жизнь?
Буду рад, если мои многоопытные подписчики-путешественники поделятся в комментариях своим опытом кочевой жизни!
Всем Добра! И пусть дороги всегда приводят вас к намеченной цели!