Советский Союз изначально находился в изоляции и импортозамещение для граждан страны было словом совершенно неизвестным. Практически все создавали и производили сами. Не исключением был и автопром. Те кто в СССР занимался ремонтом и обслуживанием промышленной техники, различного оборудования и автомобилей, не по наслышке знали, что такое Нигрол. И даже те, кто с ним не работал, слышали об легендарной марке масла для трансмиссий. Появилось оно в первой половине 20го века и сразу обрело популярность благодаря низкой цене.
Производство трансмиссионных масел в СССР регулировалось ГОСТ 542-50 и соответствующий ему Нигрол представлял собой вязкий продукт черного цвета, прямой перегонки нефти из отходов нефтепродуктов и без добавления присадок (стандарт просуществовал до 1980 года).
Благодаря большой популярности, частично связанной с отсутствием альтернативы, Нигролом в народе стали называть всю линейку продуктов пришедших ему на замену.
Выпускалось трансмиссионное масло в двух видах:
Летний вид обладающий вязкостью от 32 до 35 мм кв/с при температуре 100 градусов цельсия, получали путем прямой перегонки нефти.
Зимний же производили из дистиллятного масла малой вязкости и асфальтного гудрона. Этот вид имел вязкость 20мм кв./с при тех же 100 градусах.
К холоду Нигрол был очень чувствителен. Уже при -5 для летнего вида и -15 для зимнего, он делался вязким и мог легко замерзнуть. Эти свойства Нигрола давали очень высокие затраты энергии при низких температурах эксплуатации.
Долговечностью Нигрол тоже не отличался, поскольку в его состав входили быстро окислявшиеся при высоких температурах, асфальтеновые соединения.
Отлично справляясь с защитой от коррозии, трансмиссионная жидкость слабо предотвращала задиры на узлах трения.
Сфера применения Нигрола:
Изначально масло применяли для смазывания трансмиссий грузовых и легковых автомобилей (ЗИС-5, ГАЗ-АА «полуторка») и для военной техники
Богатый смолой Нигрол использовали в качестве смазки для зубчатых передач, за исключением высоконагруженных и гипоидных зубчатых передач из-за его неудовлетворительных противозадирных характеристик. Так же масла успешно предотвращали коррозию в узлах подвергающихся агрессивному химическому воздействию при использовании сельскохозяйственной и другой техники.
Если у вас есть что добавить, пишите в комментарии!