По данным онлайн-школы «Психодемия», сервисов Alter и HeadHunter, в 2022 году потребность в психологах выросла в России на 62,87%. В Воронеже, правда, число вакансий увеличилось всего на 10%. А вот количество обращений – на 60%. Впрочем, и само количество психологов, по оценкам экспертов, за прошлый год выросло на десятки процентов, и рост на фоне скачка спроса продолжается. Когда на рынке частных психологов закончится засилье непрофессионалов? И рынок отрегулирует сам себя: некачественная услуга станет = сокращение спроса? Рассуждает врач-психотерапевт Андрей Шестаков:
«Ко мне на консультацию за прошлый год приходило несколько частных психологов со слезами на глазах. У кого-то была паника из-за начала СВО, у кого-то личные тараканы на ровном месте в голове. А у кого-то умерла кошечка, и он уже два месяца не мог выйти из депрессии… Я бы все понял, если бы это были обычные люди. Но ведь это психологи, которые сами ведут прием и берут за это деньги! Не удивлюсь, если они плачут в обнимку со своими клиентами. Приходило и немало пациентов, которые ходят к психологам полгода и не видят результата. При этом число и тех, и других растет.
На мой взгляд, в ближайшее время засилье непрофессионалов на этом рынке будет только расти. Спрос есть и сейчас уже куда не глянь – многие совершенно из других сфер подрабатывают психологами. При этом действительно профессионалы заняты делом, им уже особо не нужна реклама, они не успевают писать блоги и заниматься просвещением. В итоге клиенты шарлатанов просто не понимают, что они отдают деньги впустую. Что должно как минимум насторожить?
❎Наличие только высшего психологическое образование. Да, высшее образование – звучит круто. Но в вузах учат в основной теории, оттуда выходят социальные психологи, которые могут заниматься тестированием, анкетированием. Изучить труды Эриха Фромма – это не равно решать реальные проблемы людей. Поэтому, во-первых, больше шансов, что помогут, если образование психотерапевта, а не психолога. А во-вторых, есть различные курсы повышения квалификации, где учат именно практическим навыкам. Попросите показать дипломы, введите названия выдавших их организаций в интернете – вы хотя бы поверхностно поймете, что это за организации и чему учат.
❎«А вы хотите об этом поговорить? А у вас были травмы детства? А вот ваша матушка, ну тогда все понятно…» Если с вами ведут такие разговоры и они длятся уже несколько консультаций – бегите! Да если я вам расскажу про свое детство – у вас волосы дыбом встанут. Но это не значит, что теперь мне нужно полгода беседовать об этих «травмах» «с психологом». С вами должны работать при помощи психотерапевтических методик уже на первом занятии, после первичной диагностики проблемы. И уже к концу первой консультации вы должны почувствовать какой-то результат – снижение тревожности, начать улыбаться. Вам должно стать легче. Конечно, при условии, что вы сами нацелены на изменения, а не ходите поговорить за жизнь и пожаловаться ради удовольствия.
❎Если вам назначают антидепрессанты или транквилизаторы и на длительное время – бегите еще быстрее. Это может делать только психиатр при наличии подтвержденных заболеваний. Но никак не психотерапевт или психолог. Да, если у человека острый кризис и он не может приехать на консультацию, мы можем посоветовать разово что-то выпить, чтобы он хоть как-то успокоился. Но это как анальгин – временно может помочь, но нельзя пить месяцами, нужно решать проблему, а не снимать симптомы».