Здравствуйте уважаемые автолюбители и автомеханики. Наверное это будет самая тяжелая тема по разъяснением, рассуждениям, а может быть и спорам. Ну давайте разбираться. Начнём с азов, егр (система рециркуляции выхлопных газов). Был двигатель нормальный, пришли зелёные, а инженеры и сотворили это, очень простая схема: выхлоп-клапан-впуск. Забрать выхлоп и сунуть обратно в мотор.
Для многих (кто не разобрался в принципе работы) эта штука очевидное зло. Выхлоп летит во впуск, закоксовывает там все и мотор ещё теряет мощность, так как работает на выхлопных газах. Тема у нас другая, на что эта штука влияет и нужна ли она мотору. Отвечу сразу: - нужна, и очень даже! А почему, ответы далее. Не хочу рассматривать системы 20 летней давности, а будем брать во внимание современность.
Начнём с того, что ЕГР работает в режиме холостого хода и частичных нагрузках, в режиме тапка в пол, он полностью закрыт и не участвует в работе. Какие типы клапанов бывают это тоже не сюда, но механика одинаковая, закрыть, открыть, не много открыть, соединить канал выпуска и впуска. Если рассматривать дизель, где он более эффективен, ЕГР работает всегда с несколькими системами. 1) это дроссельная заслонка. На дизеле (по умолчанию) она под действием пружины всегда открыта. Эта самая заслонка служит для: глушения мотора как стандартном режиме, так и аварийном. И ещё она работает в паре с клапаном ЕГР. Клапан открылся - заслонка закрылась и на оборот. Связано это с возможность регулирования поступления кислорода в камеру сгорания. 2) Сажевый фильтр. Точнее не сам он, а его регенерация. Если просто отключить ЕГР, то фильтр довольно быстро забьётся, по причине не корректной регенерации.
Дальше интереснее) 3) Это топливная система. ЕГР позволяет снизить температуру в камере сгорания, уменьшая количество кислорода, что позволяет изменить угол опережения впрыска. Там ещё много всего связанного с пред.впрыском и пост.впрыском. Если очень сильно коротко, пред.впрыск нужен для холодного запуска, а пост.впрыск для регенерации сажевого фильтра. 4) Прогрев двигателя. Все знают, что современный дизель фиг прогреешь на холостом ходу, так вот, теплообменник клапана и сам клапан участвуют и помогают этому процессу. Т.е. горячие выхлопные газы идут через теплообменник, подогревая антифриз и попадают в камеру сгорания, тем самым помогая разогревать воздух для воспламенения. Современный дизель имеет компрессию с завода менее 20 бар, раньше это считалось не приемлемо и требовался капитальный ремонт. Бензиновые моторы поднимают степень сжатия, дизель снижает, видимо скоро будет одинаково)
5) Турбонаддув. Егр участвует в наддуве, его управлении, снижает турболаг. Опять же если коротко: при простом удалении ЕГР, у вас могут появиться ошибки по передуву, и много всего другого не вкусного. 6) Это автоматизированная кпп. Тут вообще черт ногу сломит, если честно не разобрался сам до конца, для чего это нужно. Так что не смогу расписать даже коротко. 7) Еще очень много взаимосвязей с режимами работы двигателя особенно в переходных режимах, работы экологической составляющей, дымоподовления. Это были основные системы где работает совместно клапан ЕГР. Добавлю, что сейчас не один клапан ЕГР, а 2! Система разбита на 2 составляющих: ЕГР низкого давления и ЕГР высокого давления, короче жуть.
Итого: удалять данную систему без веской но то причины не те что не желательно, но и вредно для здоровья мотора. Снять клапан, снять впуск раз в 100 000 км. И почистить не такая и большая проблема. А если зарастает грязью очень быстро, а пробега на машине уже за 250 000 км, то это не система виновата, это мотор уже подустал, его необходимо взбодрить и все будет работать опять как надо. Если честно, вы даже не представляете на сколько много взаимосвязей в прошивке двигателя по поводу ЕГР. Его от туда вырезать ой как не просто, а иногда и вовсе не возможно. Все что изложено, имеет исключительно личное мнение и ни в коем разе не претендует на истину. Промасленная ветошь, знаете где лежит и в кого кидать)
Вторая часть тут: Экологические прибамбасы авто, а надо ли? (Часть 2, сажевый фильтр, мочевина)