Найти тему
Назаров Алексей

Осуждение. Хочу разобраться с этим.

Ты такой-то и вот такой-то!
Ты такой-то и вот такой-то!

Осуждение. Хочу разобраться с этим.

I. Что это такое?

За около трети века на планете Земля я узнал о том, что чтобы разобраться в каком-либо вопросе, необходимо прежде всего грамотно оперировать определениями.

Подумаем, подумаем...
Подумаем, подумаем...

Если неверно или неточно дать определение интересующему объекту, в своих изысканиях и изучениях можно уехать очень далеко.

Подобно тому, как совершенно незначительное отклонение двух лучей, направленных из одной точки, уводит их в разные стороны настолько далеко друг от друга, что расстояние между отдельными равно удалёнными от пересечения точками этих лучей у самого пересечения может иметь длину не более миллиметра, тогда как расстояние между такими же точками, находящимися на более значительном удалении от пересечения, может достигать нескольких километров.

Приблизительный визуальный пример.
Приблизительный визуальный пример.

Так вот, возвращаясь к вопросу определения, обратимся за помощью к мозгу всей нашей планеты Земля - сети Интернет.

Словарь Ушакова
Строгое неодобрение, порицание.
Православный энциклопедический словарь
Осуждение - хуление, уничижительное Обсуждение кого-либо: прилипчивый грех, против которого особо предупреждал Христос: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Евангелие от Матфея 7, 1-2).
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Осуждение - оценочное суждение негативного характера, относящееся к поступку другого человека. К морали осуждение имеет отношение только в связи с выводами, которые мы из него извлекаем. Если этого не происходит, оценка не выходит за рамки злословия или попустительства.
Словарь Ефремовой
Осуждение - Неодобрение, порицание.
Признание виновности подсудимого, вынесение ему обвинительного приговора.

(https://znachenie-slova.ru/осуждение?ysclid=lepijjvs5r326959650).

Полагаю, приведенных примеров вполне достаточно для анализа, но если читающий может привести иные определения, существенно отличающиеся от указанных , прошу в комментариях указать на них, думаю, что это будет очень интересно.

Что же мы имеем в сухом остатке? Какие общие признаки присущи Осуждению в приведенных общих определениях?

Во-первых, Осуждение - это всегда активное действие. Осуждение не может появиться само по себе или существовать без активной на то воли человека.

Во-вторых, Осуждение всегда предполагает наличие трех переменных - Осуждающего, его Активных Действий, направленных на Осужденного и самого Осужденного. Отсутствие хотя бы одной переменной ведут к тому, что никакого Осуждения нет. При этом, в качестве Осуждающего и Осужденного не может выступать никто и ничто, но один лишь только человек.

Происходит это по той причине, что по природе своей Осуждение - это оценка волевых действий (или бездействия). Никто и ничто, кроме человека (не затрагивая религиозный аспект вопроса), не наделён волей. Предполагается, что Осуждённый мог поступить иначе, у него на то были все инструменты, ресурсы, возможность, но... Увы.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, да и вообще нигде не встречается Осуждения (при его натуральном понимании) чего-либо, что происходит помимо воли человека. Негативная оценка таких объектов превращается из Осуждения в Негодование, Сожаление, Огорчение, Смирение и тп.

В третьих, Осуждение есть суть негатив, нечто отрицательное, плохое. Даже если оно направлено против объективно отрицательного объекта. Осуждение не содержит в себе положительного начала, а является негативной оценкой.

Обращаю внимание, что в данной статье я рассуждаю об Осуждении в контексте Осуждения человеком человека. Я не затрагиваю Осуждение общепринятых отрицательных явлений - войны, преступности, жестокости, несправедливости.

При этом, однако, представляется справедливым полагать, что, осуждая какое-либо явление, осуждается все же человек, ставший отправной точкой явления, человек, который претворил в жизнь соответствующее негативное явление - убийца, тиран, преступник.

II. Как же это происходит?

Ну как-то так приблизительно.
Ну как-то так приблизительно.

Всё начинается с попадания объекта в поле зрения человека, фиксируется факт. Например, нам на встречу неуверенной походкой, с туманный взглядом и невнятной речью идёт человек. Мы зафиксировали факт - вот человек, он выглядит так-то, ведёт себя так-то. И немедленно делаем вывод - "Алкоголик, наркоман. Плохой человек".

Сразу после фиксации факта мы не остановились и начали "с известной долей вероятности" предполагать, делать выводы.

Обратим внимание, что из этой комбинации зафиксированых фактов можно сделать бесчисленное множество выводов - начиная от "Алкоголик, наркоман", продолжая "Человеку стало плохо. Давление подскочило." и заканчивая "Его побили и ограбили. Нужно срочно оказать помощь.".

Все эти три вывода сделаны из одной группы зафиксированых фактов и существенно отличаются друг от друга. При этом, Осуждением является лишь один из них - негативная оценка поведения человека. Мы убеждены, что у него была возможность поступить иначе - не пить алкоголь, не употреблять наркотики, но он все же не воспользовался этой возможностью. Остальные выводы сделаны на основе обстоятельств, условно не зависящих (или зависящих в существенно меньшей степени) от воли Осуждённого - он не мог по своей воле быть поьитым и ограбленным, не мог по своей воле повысить себе давление для ухудшения самочувствия (ну скорее всего не мог, сейчас чего только не встретишь...).

III. Как быть и что делать?

И так, что же нам делать, чтобы не допустить Осуждения.

Сложность контроля Осуждения заключается в том, что в нашем сознании Осуждение всегда фиксируется post factum (лат.). Уверен, что ни один из нас никогда не ловил себя на мысли - "Так, я вижу, что сделал этот человек, сейчас я его осужу как следует...". Нет. Осознание всегда приходит, когда все выводы уже сделаны. Мы осознаем, что Осудили другого человека когда анализируем то, что уже подумали или сказали - "Ох... кажется, я поторопился с выводами по поводу этого человека...".

Необходимость контроля заключается в том, что Осуждение вредно как для Осуждающего, так и для Осуждённого. Полагаю, что это утверждение есть axioma (лат.), и доказывать этого не потребуется.

V. Итог и вывод.

В итоге мы можем сделать вывод о том, что первое и самое главное, что нам необходимо сделать, чтобы нам не впасть в Осуждение, - остановиться на моменте фиксации факта. Никаких выводов. Для удобства можно чётко проговорить мысленно (или вслух, если позволяют обстоятельства) - "Так, я вижу (слышу, чувствую и тд.) вот что и вот что. Этот человек делает вот так и вот так."

На самом деле, вовремя стопорнуться - решение большинства проблем в нашей жизни, полезная штука.
На самом деле, вовремя стопорнуться - решение большинства проблем в нашей жизни, полезная штука.

Чтобы не перешагнуть черту безразличности и эгоизма, можно пойти в этом вопросе дальше и задать самим себе вопрос "Нужно ли исправить последствия того, что мы только что увидели (услышали, почувствовали и тд.) и что мы можем для этого сделать?"

Ведь на самом деле, лучшее, что может сделать человек, который зафиксировал факт, влекущий ненужные последствия - устранить эти последствия, если это допустимо и возможно.

Осуждение, само по себе, никогда не влекло и никогда не повлечёт за собой созидания в самых гуманных смыслах.

-6

Я благодарю всех за внимание и буду рад обратной связи. Уверен, что у вас тоже есть свои мысли и свое мнение по этому вопросу.