Имеется в виду, св. Антоний Великий и св. Франциск Ассизский.
Впрочем, Антоний Великий жил в IV веке, еще до разделения церквей на православную и католическую. Поэтому мы его вполне уверенно причисляем к православным или нашим «общим» святым.
Итак, в чем же совпали их мнения?
А они сошлись в том, как надо относиться к несчастьям и бедам, которые неизбежно будут происходить в жизни каждого человека.
Надо сказать, что как тот, так и другой испытали их предостаточно. Можно даже сказать, в превеликом избытке.
Причем, не только от людей, но и от дьявола. Но оба относились к ним почти одинаково.
Давайте сначала послушаем св. Франциска:
«Высшая радость состоит не в том, чтобы творить чудеса, излечивать хворых, изгонять бесов, воскрешать мертвых, она также не в науке, не в знании всех вещей и не в увлекательном красноречии, она – в терпении, с которым переносятся несчастья, обиды, несправедливости и унижения».
Надо сказать, что св. Франциск знал толк в том, что он перечислил, и отверг в качестве источников «высшей радости».
А ведь для многих – даже верующих людей – это и есть предмет их заветного вожделения и стремления.
Но – нет, высшей радости не принесет ни чудотворение, ни наука, ни личная харизматическая одаренность.
Высшую радость принесет терпение. Терпение, с которым переносится «несчастья, обиды, несправедливости и унижения».
Интересно, кому-то хоть раз что-либо из перечисленного доставляло радость?
Может быть, когда с нами происходили несчастья, или когда нас обижали, делали нам вопиющую несправедливость или унижали?..
Вряд ли кто-то из нас искренне подтвердит это. Разве что радость мы можем испытать, когда все вышеперечисленное наконец заканчивалось.
Но для Франциска высшая радость – именно в самом «процессе».
И это в полном соответствии со словами Спасителя:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня;
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…» Мф. 5. 11-12.
Да, для того чтобы испытать радость от всего этого поистине нужно быть святым!
Ну, а что св. Антоний Великий?
А он вот что сказал по поводу терпения:
«Венец нетления, добродетель и спасение человека есть благодарно переносить несчастия».
Очень похоже – не правда ли? Но есть и свои нюансы.
Если св. Франциск, в соответствие со словами Спасителя, делает акцент на эмоциональную сторону – «радость» как таковую, то в соответствие с теми же словами Христа, св. Антоний указывает на суть, на причину, по какой должна возникать эта радость.
А она должна возникать от сознания получения той самой «награды на небесах», о которой говорит Христос.
А сама эта награда и состоит – в «нетлении, добродетели и спасении».
Уже от одного этого сознания и должна возникать у нас радость.
Вот, наконец-то мы поняли психологическую причину этой радости.
Так радуется купец, отдающий все деньги за замечательную жемчужину, человек, продающий все имение и покупающий поле с кладом… Это из притч Самого Христа, которые и описывают эту самую радость.
Или так про себя радуется разведчик в кругу врагов, услышавший о поражении ненавистной страны, против которой он работает…
Даже разоблаченный, он может все равно продолжать радоваться, сознавая свои заслуги и благодарную «награду» его страны даже в случае его гибели.
Но у св. Антония есть и еще один нюанс.
Обратите внимание, св. Франциск говорит только о терпении, с которым переносятся несчастья.
А св. Антоний – о «благодарном» перенесении терпения.
Это как бы новый уровень в духовном совершенстве.
Не просто терпеливо переносить, не просто даже «радоваться» от будущей награды, а и внутренне благодарить за все свои страдания и беды.
Здесь нет никаких внешних эмоций, а есть внутренняя непоколебимая уверенность в непреложности Божьего обетования.
Здесь есть и еще один нюанс, незаметный у св. Франциска, – сознание своего недостоинства и справедливости в получении всех этих бед и несчастий.
Недаром в другом месте он говорит:
«Если покажешься ты иногда кому-либо мужем благоговейным, не верь себе, пока находишься в теле сем, и ничего своего не почитай вполне угодным Богу».
И тут уже мы чувствуем разницу православного и католического подхода в христианском мироощущении.
Никакого чувства самоуспокоенности и самодостаточности, которое можно увидеть в католической парадигме, а именно так – нет ничего во мне достойного Тебя, Господь.
Все хорошее во мне – это только Твой дар, за который мне остается только благодарить Тебя!..