"Построим очаг культуры на месте очага мракобесия", — так в 1930 году рабочие заводов приветствовали снос Симонова монастыря. Январской ночью взорвали Успенский собор начала 15 века. "Треснула последняя скрепа", — писали газеты. На месте древней святыни возвели Дворец культуры Пролетарского района, который мы сейчас знаем как Культурный центр ЗИЛ. Одна из самых больших потерь культурного наследия принесла шедевр советского авангарда.
Будто тень от пролетающего самолёта — так выглядит дворец культуры сверху. Только представьте, он занимает 23 тысячи квадратных метров! И это при том, что задумку архитекторов реализовали не полностью. Дворец культуры спроектировали братья Веснины, лидеры конструктивизма. За два года построили театральную часть с концертным залом и высоким витражом в фойе. Её открыли в 1933 году.
А через четыре года к ней добавили "корпус самолета с крыльями" — клубную часть. Она упиралась в "кабину пилота" — в застекленную полуротонду с зимним садом. В "корпусе самолёта" разместили комнаты для кружков, в "правом крыле" — столовую, где сейчас находится библиотека, в "левом крыле" — репетиционный зал. Над "кабиной пилота", то есть над зимним садом, оборудовали полукруглый лекторий.
На крыше устроили террасу с куполом обсерватории — туда вела винтовая лестница. Сейчас ее закрыли на реконструкцию. Константин Паустовский сравнивал дворец культуры с глыбой горного хрусталя. Большие окна наполняют здание светом и стирают границы с улицей. Творение братьев Весниных восхищает изящным минимализмом. Внутри царит гармония чётких линий и геометрических форм, а красота раскрывается в простоте.
Архитекторы планировали построить еще одну часть дворца — театр на 4 тысячи мест, но эта идея так и осталась на бумаге. В 1937 году отношение к советскому авангарду поменялось, и братьев Весниных начали критиковать. Остановка строительства спасла Симонов монастырь от окончательного сноса — осталась южная часть стены с тремя башнями, трапезная палата с церковью. До сих пор это один из самых заповедных уголков старой Москвы.
Задумка архитекторов пострадала и от реконструкций. Сначала, в конце 40-х, добавили атрибуты сталинского ампира и украсили здание лепниной. Затем, в 70-е, в эпоху борьбы с архитектурными излишествами, дворец культуры снова перестроили. Деревянные переплеты витража сделали алюминиевыми. Концертный зал накрыли плафоном с изогнутыми ребрами — там спрятали светильники. Заменили паркет, интерьеры обшили мрамором. Уже в 2000-е в театральной части появились розовые полосы и натяжные потолки.
Но несмотря на изменения дворец культуры по-прежнему "вызывает ощущение свободы и радости", как говорили сами братья Веснины. Здесь до сих пор проводят лекции, концерты и спектакли — многие мероприятия бесплатные, афишу оставлю в комментариях. До сих пор работают кружки, а любой желающий может заглянуть в зимний сад или библиотеку и походить по этажам клубной части.
Как вам дворец культуры?