Найти в Дзене
Skillbox

Ограничивающие убеждения мешают нам развиваться и жить. Как их распознать и проработать?

Оглавление
 Annie для Skillbox
Annie для Skillbox

Поговорили с психологом Екатериной Онокой о механизме ограничивающих убеждений, их симптомах и технике самопомощи. А ещё разобрали пару кейсов.

Ограничивающие убеждения: что это и чем они опасны

— Екатерина, какие убеждения можно назвать ограничивающими?

Ограничивающие убеждения — это установки о себе, других людях и мире вокруг, которые мешают расти и развиваться.

Есть выражение «видеть мир сквозь розовые очки». Так вот, ограничивающие убеждения — это когда, наоборот, мы смотрим на мир сквозь очки с серыми линзами. Если носить их каждый день, можно поменять своё восприятие и поверить в то, что мир однотонный и других цветов не существует.

— Откуда берутся ограничивающие убеждения?

Есть три источника: значимые взрослые, которые нас окружают, когда мы растём и развиваемся, пережитый опыт (отношения с людьми, жизненные события) и наш темперамент. И важно понимать, что негативные установки формируются не только в детстве — это происходит на протяжении всей жизни.

— А как ограничивающие убеждения запускаются?

Возьмём убеждение «людям нельзя доверять» как пример. Скорее всего, оно сформировалось потому, что когда-то вас сильно обидели или обманули. С тех пор в каждой похожей ситуации вы видите угрозу, и убеждение только укрепляется. Даже когда в вашей жизни появляется достойный человек, вы сомневаетесь в нём и ищете подвох: «Он такой милый, но ему явно от меня что-то нужно».

— Выходит, опираться на одни лишь убеждения — это своего рода привычка?

Да, такая вот ментальная привычка, зачастую почти неосознаваемая. Люди с подобными убеждениями не мыслят формулировками «возможно, он пользуется моим доверием». Для них утверждение «никому нельзя доверять» — аксиома. Только на неё они опираются, а всё противоречащее — игнорируют.

Фото: личный архив Екатерины Онокой
Фото: личный архив Екатерины Онокой

— Неужели в ограничивающих убеждениях нет никакой пользы?

Нет, ограничивающие убеждения потому так и названы — они ограничивают наши возможности и желания, сдерживают нас на пути к целям. Ещё бывают адаптивные убеждения — те, что мы можем изменить в нужную для себя сторону. Например, установку «у меня не получится» перестроить в «если я приложу усилия, то смогу» — вот этот подход и правда поможет вам реализовываться и двигаться дальше.

Убеждения делятся на адаптивные и дезадаптивные (ограничивающие). Адаптивные мысли помогают адекватно отреагировать на ситуацию и приспособиться к ней. Дезадаптивные, наоборот, мешают развитию.

— Интересно. Мне казалось, что нередко именно ограничивающие убеждения побуждают человека к действию: «Я ничего не знаю и не умею — пойду учиться».

Здесь очень тонкая грань. Подобные негативные установки — отравленное «топливо». Мы поедем вперёд, но по пути оно разрушит наш поезд. Да, вы начнёте учиться, но внутренний критик всегда будет обесценивать ваши усилия и не даст почувствовать радость от результатов. Так что двигаться вперёд лучше на более экологичном «топливе» из ценностей, интереса и самоуважения, например: «Я иду учиться, потому что это важно для меня».

В погоне за убеждениями: как отличить их от других мыслей

— Как распознать свои ограничивающие убеждения?

Отследить свои ограничивающие убеждения не так просто. Представьте домик. Глубинные убеждения (адаптивные и ограничивающие) — это фундамент, подобраться к нему тяжело. Правила жизни, устоявшиеся годами, — стены. Автоматические мысли — это крыша, скрывающая всё под собой.

Сперва научимся отслеживать поток автоматических мыслей. Сделать это легко: они всегда кружатся в голове. Например, вы смотрите видеоурок. С одной стороны, ваш мозг воспринимает информацию и анализирует её. Но с другой — фоном то и дело подбрасывает мысли о вас самих: «Я бестолковый. Я никогда в этом не разберусь. Мне уже поздно начинать». Поймав автоматические мысли за ниточку, мы сможем распутать весь клубок и дойти до глубинных убеждений.

— Добравшись до ограничивающих убеждений, как понять, что это именно они?

Их можно определить по словам-маркерам: «я должен», «никогда», «невозможно», «неправильно», «не получится». Это такие сверхобобщения, стальные конструкции в нашем мышлении.

— А их можно ощутить физически?

Безусловно, то, что мы думаем о себе, других людях и мире в целом сказывается на нашей телесности. Верно и обратное: телесность, в свою очередь, влияет на наше эмоциональное состояние и на то, что мы думаем. Такое телесное воплощение убеждений и эмоционального состояния называется непереводимым словом «эмбодимент».

Наглядный пример: если я попрошу вас схлопнуть плечи, провалить грудную клетку и опустить голову, сможете ли вы в таком состоянии чувствовать себя уверенно? Нет? А вернётся ли решительность, если вы расправите плечи, выпрямитесь и будете держать осанку? Да? Вот так и изменения в теле сказываются на наших мыслях.

Фото: личный архив Екатерины Онокой
Фото: личный архив Екатерины Онокой

— Когда с ограничивающими убеждениями ещё можно разобраться самостоятельно, а когда — пора обращаться к психологу?

Ваше субъективное ощущение подскажет. Если негативные установки мешают жить и двигаться вперёд, работа с психологом станет хорошим инструментом заботы о себе. Проблема иногда заключается в другом — человеку бывает стыдно признаться в том, что ему нужна помощь психолога. Но стыдиться здесь нечего. Со специалистом вы быстрее найдёте причины глубинных убеждений и избавитесь от них.

Не иметь сформулированного запроса перед сеансом — это тоже нормально. Клиенты приходят на приём с проблемами (тревогой, апатией, депрессией, выгоранием): с этих «высоких» точек мы спускаемся до причин и вместе добираемся до сути.

Определить и заменить: как работать с ограничивающими убеждениями

— Екатерина, какие психологические подходы вы используете?

Я работаю в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и схемной терапии. В КПТ мы делаем акцент на поведении: отслеживаем, когда и как у человека появился тот или иной шаблон поведения, почему он начал думать определённым образом. Никто из нас не рождается с тревожностью, недоверием, самокритикой — всё это мы приобретаем в течение жизни. А схемная терапия — это ответвление КПТ, где пристальное внимание уделяется детскому опыту.

Также я работаю в терапии принятия и ответственности (ACT). Подход к работе с мыслями и убеждениями в АСТ очень интересен. Он говорит: ограничивающим убеждениям можно не верить и разделяться с ними — мы подробно разбираем эту тему на курсе. Практические идеи для работы с убеждениями также можно найти и в научных исследованиях: в работе я использую концепцию Кэрол Дуэк про установку на рост и установку на данность.

— Что за установка на рост? Как она помогает справляться с ограничивающими убеждениями?

Суть такова: у любого человека есть две ключевые идеи о самом себе. Это установка на данность («Я не умею петь и никогда не научусь») и установка на рост («Действительно, сейчас я пою плохо, но, если начну заниматься, буду петь чуть лучше»). Если установка на данность просто подтверждает нашу слабую сторону, то установка на рост даёт шанс, веру в себя.

Исследования доказали, что установка на рост стимулирует прогресс. Ученики, которые обещали себе постараться, с любопытством относились к сложностям и со временем росли. Мы можем перерасти и преодолеть свои ограничивающие убеждения, если переформулируем их и перестанем воспринимать как крайности.

— Какую технику работы с ограничивающими убеждениями посоветуете?

В терапии принятия и ответственности мне очень нравится техника когнитивного разделения. В чём смысл: с негативными мыслями, которые нам удалось отловить, мы не спорим, не боремся, а дистанцируемся от них: «Мне не полезно так думать, и я не буду этого делать».

Представьте, что вы едете в чужой машине и по радио играет отвратительная песня. Должны ли вы воспринимать её как руководство к действию только потому, что вы её слышите? Нет, это просто слова. Так же и негативные мысли — это всего лишь слова у вас в голове.

— Например, возьмём убеждение «все вокруг успешнее меня». Как можно его проработать?

Сначала оценим пользу: помогает ли мысль «все вокруг успешнее меня» радоваться жизни? Вряд ли. Уверены ли вы, что это абсолютная правда? Нет, это всего лишь догадка. Дальше попробуем отстраниться, переформулировать утверждение: «Мне пришла мысль, что другие успешнее меня». В таком виде фраза не звучит как стопроцентная правда — мы видим, что это просто мысль, которая пришла вам в голову.

В качестве самопомощи отлично работают книги:

Если хотите результата, не просто читайте их, а выполняйте каждое упражнение, что предлагают авторы.