Найти тему
ВТБ Лизинг

Культовые марки автомобилей: «Запорожец»

Оглавление

Старт нашей новой рубрики «Культовые марки автомобилей» совпал с днем рождения как раз одной из таких марок, поэтому мы не могли начать не с нее. Итак: ровно 61 год назад, 22 ноября 1960 года, с конвейера сошла первая промышленная партия советских автомобилей «Запорожец» — ЗАЗ-965.

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

За что полюбили народный автомобиль?

К микролитражкам этой марки бытовало, конечно, во многом ироническое отношение, но ирония эта была доброй: при всех зачастую забавных недостатках «Запорожцы» были сравнительно доступны по цене, недороги в эксплуатации и, что важно — ремонтопригодны. Задачу «создать народный автомобиль» на время запуска марки советским инженерам, пожалуй, удалось решить.

ЗАЗ-966
ЗАЗ-966

С 1960 по 1994 год выпускались всего три модели «Запорожцев» (конечно, с множеством модификаций): ЗАЗ-965 («горбатый», давший марке старт и очень отличавшийся от остальных), ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 (внешне похожие решения, большую часть которых именовали «ушастыми» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения). Общим у всех этих машин были:

  • заднемоторная компоновка с расположением двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колесной базы;
  • кузов типа «двухдверный седан»;
  • v-образный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель (довольно редкое решение!) с воздушным охлаждением;
  • независимая подвеска всех колес;
  • автономный бензиновый отопитель салона.

Об истории названия и ближайших «родственниках»

Разрабатывали «Запорожцы» инженеры и дизайнеры института НАМИ и завода МЗМА (будущий АЗЛК, производитель «Москвичей»). Но выяснилось, что цеха в столице перегружены, поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье, ранее занимавшийся выпуском сельхозтехники, а под изготовление двигателя — завод легких дизелей в Мелитополе. Так автомобиль получил свое легендарное название. Нельзя не отметить, что при разработке микролитражек наши специалисты, добавляя свои решения, во многом ориентировались на мировых лидеров того времени: прототипом ЗАЗ-965 стал Fiat 600, а ЗАЗ-966 — Chevrolet Corvair и немецкий NSU Prinz IV.

И еще немного интересного

🚗 Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейским вездеходом «Волынь».

🚗 Если «горбатых» «Запорожцев» было выпущено всего 322 166, то производство его «ушастых» родственников доходило до 100 000 машин в год, а выпускались ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 почти 30 лет.

🚗 ЗАЗ-965 стоил 1 800 рублей. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки в 1961 году. «Горбатый» «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров зарплат.

🚗 Пусть вас не удивляет, но существовали экспортные модификации «Запорожцев», в том числе с правым рулем. Поскольку название марки иностранцу выговорить было трудно, на экспорт машины шли под брендами Yalta/Jalta или Eliette.

🚗 «Запорожец» «сыграл» важную роль в знаменитой советской романтической комедии «Три плюс два». А вот в «Операции Ы» в роли «инвалидки» вовсе не он, а мотоколяска С-3А.

«Запорожец» нельзя было взять в лизинг во времена его выпуска, потому что лизинга в привычном понимании тогда еще не было, а сегодня этот раритетный экземпляр — скорее экспонат музея, чем транспорт. Но может быть, у вас есть опыт владения «Запорожцем», или вы знаете о марке что-то ещё интересное? Рассказывайте в комментариях!