Твёрдость лака наверное один самых важных параметров в работе полировщика.
Зная твёрдость лака можно точно и быстро подобрать эффективную полировальную систему и выработать оптимальный алгоритм действий.
Твёрдость автомобильного лака помимо прочего определяется в том числе и по ГОСТ Р 54586-2011(ИСО 15184:1998) так называемым "Карандашным методом".
Твёрдость лако-красочного покрытия проверяется остро отточенным карандашом расположенном в приборе под углом в 45 градусов относительно измеряемой поверхности и с усилием в точке соприкосновения карандаша с лако-красочным покрытием в 750+-10г.
Принцип прост . Есть набор простых карандашей с разной твёрдостью . Мягкие обозначаются буквой "В", а твёрдые буквой "Н". Стало быть если покрытие царапается к примеру карандашом 2Н и не царапается карандашом Н, значит твёрдость покрытия 1Н. И так далее.
Естественно и твёрдость в данном случае обозначается так-же как и твёрдость карандаша.
Как правило твёрдость лако-красочного покрытия современных автомобилей гуляет в пределах 1Н- 3Н. Но бывают и исключения, как например недосушенные ремонтные лаки, которые могут быть гораздо мягче значений "Н" и уходить в значения "В".
Данного метода вполне достаточно для работы полировщика, ведь твёрдость лакокрасочных покрытий сопоставима по твёрдости например с оловом или гипсом. И с твёрдостью ногтя здорового человека.
Именно с помощью ногтя и можно в "полевых условиях" измерить твёрдость лако-красочного покрытия на автомобилях.
Делается это просто. Нажимаем ногтем на лак с усилием около килограмма и смотрим на то место. Если лак промялся и на нём осталась ямка, то этот лак очень мягкий и скорее всего работать с таким лаком будет довольно сложно.
Значение твёрдости ногтя здорового взрослого человека по карандашному методу измерения, примерно 1Н.
Большинство полировальных систем рассчитаны на работу с лаками твёрдостью в пределах именно 1Н-2Н.
Полировка лаков с более высокими или низкими значениями твёрдости требуют применения уже специальных составов и особых подходов к процессу, заметно усложняющих работу полировщика.
Чем твёрже лак, тем он соответственно лучше противостоит различным воздействиям.
Однако не всё так просто. Очень твёрдые лаки плохо демпфируют и если к примеру из под колеса в такой лак прилетит камушек, то мягкий лак вполне возможно просто спружинит и камушек в худшем случае оставит небольшую царапину, в то время как твёрдый лак может просто отколоться от кузова. Как например часто бывало на автомобилях концерна VAG 2005-2011гг. производства.
Но твёрдые лаки прекрасно сопротивляются пескострую с дорог и не царапаются от кустов и веток деревьев. В то время как мягкие лаки от этого сильно страдают.
К сожалению универсального решения этого вопроса до сих пор не найдено. Но хочется верить что прогресс в конце концов достигнет результата, который устроит всех. И автомобилистов и полировщиков.