Великий советский педагог Шалва Александрович Амонашвили, автор концепции гуманной педагогики, однажды задал учителям, собравшимся на его лекции, вопрос:
— Представьте себе ситуацию, вы проводите урок в четвертом классе, и заходит ребенок, который опоздал на 20 минут. Ваши действия?
Учителя начинают предлагать разные варианты: «Выйди из класса», «Давай дневник», «Садись на свое место, поговорим после урока»…
Но Шалва Александрович не был удовлетворен.
⠀Он сказал:
— Когда ребенок зашел, я бы от всего сердца сказал: «Здравствуй, чадо мое, пожалуйста, проходи, садись, мы не могли начать без тебя урок, мы тебя ждали».
Это называется безусловная любовь, это нельзя сымитировать.
Если он опоздает и на второй день, я с еще большей любовью скажу:
«Здравствуй, чадо мое любимое, я так ждал тебя, проходи скорей, садись. Мы без тебя не могли начать урок».
⠀И вы знаете, если вы так сделаете три, четыре, пять раз, ребенок перестанет опаздывать.
Потому что он реагирует только на чистый импульс любви.
И если он чувствует, что его где-то любят, он не будет туда опаздывать больше.
В этом психология ребенка: если он чувствует, что его где-то безусловно любят, его греют, он там ценен, его уважают как личность, он никогда туда больше опаздывать не будет.
*****⠀
Сам же Шалва Амонашвили до седьмого класса был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью.
Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.
Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили
*****
- В воспитании детей нужно придерживаться мысли: Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада.
2. Все без исключения родители желают своим детям только счастья.
При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь.
Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.
3. Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере.
Подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.
4. Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго.
Они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим.
На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.
5. Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи.
То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно.
Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.
6. Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты.
И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.
7. С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают».
Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно, сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.
*****
Шалва Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог, создавший концепцию гуманной педагогики. Родился в 1931 году, живет в городе Тбилиси (Грузия). Автор книги «Здравствуйте дети!»
«Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям» — выделенная Автором цитата из его книги «Здравствуйте дети!»
Статья подготовлена по материалам: https://lazarev.ru/news/world/7-postulatovkonczepczii-gumannoj-pedagogiki.-shalva-amonashvili/