Я не буду вдаваться в рассказы о том, какая бывает травма. Скажу лишь, что это не обязательно точка, разделяющая жизнь на «до и после», но так же может быть и хроническая фрустрация.
Естественно, кризис ведет первоначально к отрицательным измененяем, когда человек перестает ждать от жизни чего-то хорошего,
жизнь кажется ему лишенной смысла,
он больше не чувствует в себе сил справляться с делами,
может обостриться страх смерти или страх болезни,
может быть постоянное ожидание чего-то негативного и повышенная тревога,
часто хотелось бы, чтобы то, что произошло, не случалось;
может разрушиться восприятие ценностей и доверие миру вообще (словно быть хорошим человеком лишено смысла),
может быть переживание глубокой изоляции,
утрата веры в себя,
жесткость по отношению к окружающим,
агрессия вовне и на себя,
утрата радости
и утрата контакта со своим телом (как будто бы есть только голова).
Если вы когда-то переживали все эти симптомы или частично – вы переживали кризис или серьезную травму. ПТСР – одно из серьезнейших заболеваний, которое имеет следом за собой симптоматику, подавляющую нормальную жизнь. Поэтому обращение к врачу здесь не блажь и не слабость, а необходимость.
Следствием ПТСР является постоянное переживание некоего события, непроизвольное воспоминание о случившемся. При этом существуют внешние триггеры (звуки, места и люди, которые возвращают сознание к пережитому) и внутренние, которые запускают соответствующее состояние. Т.е. соприкасаясь с определенным местом\символом\цветом\эмоцией\мыслью, человек может начать реагировать неадекватно, как если бы он сейчас находился в ситуации глубочайшей угрозы. Естественно, это ведет к потребности избегать всего похожего, но так не получается на практике. Поэтому изоляция от окружающего пространства и людей растет. Отгороженность, отсутствие интереса приводят к полной апатии в итоге.
Еще один симптом – нервная возбудимость, которая проявляется на уровне тела (тахикардия, потливость, невозможность сосредоточить внимание и т.д.) и эмоционально (ярость и враждебность).
Жизнь человека какое-то время вращается вокруг его расстройства. Правда, он способен и сам восстановиться. Но влияет объем травмы, переживания ее в процессе, была ли оказана помощь своевременно и как человек жил после. Если травмы повторяются одна за другой, то поражение психики будет больше.
Данные различных исследований показывают, что травма способна пробудить человека и даже изменить его к лучшему. Большой объем фрустрации может стимулировать. Например, к большему контакту с жизнью, к готовности открыть сердце, к настоящим чувствам, к большой ценности жизни, самого себя и всего живого. Человек начинает меньше заботиться о мнении окружающих, о своем статусе, он больше соотносится с тем, что думает и чувствует САМ. Он более включен в мир, а маски и роли его больше не беспокоят.
Это преображение подразумевает под собой изменение взглядов на жизнь и приоритетов. Только оно возможно тогда, когда вы пережили кризис и жизнь в вас взяла верх над тем, что случилось. А вот если он просто был – это еще не значит, что вы его пережили…Можно начать переЖИВать событие много после того, как оно прошло, даже спустя года…
И сколько-то лет спустя (мне вот потребовалось лет 6) иногда (не всегда!) задаешься мыслью о том, что все было не напрасно… У каждого здесь психика справляется по-разному в зависимости от прошлого опыта и завидовать кому-то уже точно не стоит. Вы просто все более способны себе сказать, что перестали быть тем, кем были прежде. И что ваша жизнь стала «богаче» (в разных смыслах слова) и вы даже не очень способны разложить по полочкам, когда что помогло.
Двигатель, помогающий вам выйти из ПТСР, у каждого работает индивидуально. У кого-то он долго избегает думать, у кого-то уровень стресса мешает. Но противоядие и яд – это одно и то же вещество, просто дозы разные.
Важно, что в процессе личностного роста стресс снижается. А не наоборот.
5 этапов проработки кризиса по Марди Горовицу похожи на стадии переживания горя по Кюблер-Росс: протест, оцепенение, навязчивое проживание события заново, проработка и завершение. Сначала человек не верит «неужели это со мной», потом он закапывается под грудой мыслей, образов, воспоминаний; мозг мобилизует все защитные механизмы – человек цепенеет, как компьютер зависает. Спустя какое-то время избегание проходит, но воспоминания по-прежнему не могут быть отработаны и запереть их не получается. Сознательная попытка подавить нежелательный образ дает обратный результат. Как правило, человек начинает качаться как на качелях: он то возвращается в избегание, то снова в навязчивое проживание. Мозг пытается переварить, но «оперативки» не хватает, отсюда и качели. ТАК ПРОИСХОДИТ ПРОРАБОТКА. Конечно, человек может застрять\потеряться на любой фазе. Это может еще больше провоцировать тревогу. Но попробуйте это уловить: такое переживание стресса нормально!
Чтобы переЖИТЬ травму, человеку важно вытащить, а затем уложить обратно свои мысли, убеждения, предположения, ценности. Если речь идет о глубоких травмах, конечно, нельзя отделаться от всех последствий, как бы ни хотелось. Но тяжелые чувства (вина\страх\стыд) могут уйти или хотя бы перестанут затапливать.
Сейчас поясню. В каждом из нас живут глубинные убеждения. Например, «мир ко мне добр», «я живу так, словно меня мир охраняет от невзгод», «мир логичен», «если я веду себя хорошо, то получу награду, а все плохие будут наказаны», «я заслужил хорошее будущее». Когда случается травма, она эти подпорки вышибает и оставляет человека наедине с правдой: человек хрупок, смертен, не всегда добр, мир нелогичен и не всегда справедлив.
Перетряхивая свои глубинные убеждения о мире, нужно их привести в соответствие с новой информацией. Люди, которые после травмы мертвой хваткой держатся за свои представления, БОЛЕЕ уязвимы, настороженны и ранимы. Их надломленные убеждения снова и снова разваливаются на кусочки. Единственная возможность, которая открывает дверь в преображение – это собрать себя по частям в НЕЧТО НОВОЕ. Как прежде уже не будет. Более того, иногда люди придумывают, что если бы все продолжилось так, как прежде, было бы сильно лучше…
В каком-то смысле именно этот процесс является условной смертью человека (его представлений о себе). Но ЭГО склонно держаться за свою картину мира, не важно, рабочая она была или нет, негативная или позитивная. Мы ищем информацию, которая совпадает с тем, что нам УЖЕ известно, мы игнорируем или искажаем информацию, которая противоречит тому, как мы привыкли думать.
Чувство вины, кстати, в этом процессе часто служит той же цели: человек сберегает свои убеждения о том, что мир предсказуем, справедлив и управляем. Т.е., «Если я виноват, значит, я мог все предотвратить. Если я получил то, что получил – значит, я это заслужил, а мир по -прежнему предсказуем». Парадоксальным образом, если вы бесконечно вините себя после травмы – вы всего лишь пытаетесь восстановить чувство контроля и веру в справедливость мира.
Но мир больше, чем кажется, и вы больше, чем кажетесь самому себе.
И, если уж затрагивать тему вины, удовлетворение базовых человеческих потребностей необходимо для запуска процесса исцеления. Что это значит? Это значит, что вы ищите в своей жизни и даете себе самостоятельно принятие, заботу и любовь, связи, близость, развитие потенциала, еду и безопасность. А не наказываете себя за то, что допустили то, что произошло. В противном случае у вас фактически нет ресурсов на то, чтобы думать. Забота о себе стимулирует ЕСТЕССТВЕННОЕ стремление организма к благополучию.
Часто же человек после травмы изолирует себя от окружающих или наоборот остальных от себя. Требует от себя сверхдостижений, склонен обесценивать то, что у него получается и что уже есть…
Итак, после травмы применяются 2 стратегии выхода: проблемно-ориентированная и эмоционально-ориентированная. Первая нужна для решения практических проблем: «что мне нужно сделать, чтобы…», «что будет следующим шагом…», «что важно сейчас…», «как я могу себе помочь…».
Вторая стратегия включает в себя массу вариантов, благодаря которым мы противостоим эмоциональным качелям. Если вы верите, что изменения возможны, что перемены необходимы и что вы способны их осуществить с помощью времени и сторонних ресурсов – вы переЖИВаете травму. Разум исцеляет себя через правильные (!) РАЗГОВОРЫ с собой и окружающими.
Но иногда люди предпочитают ту или иную стратегию иной – и это способствует росту стресса. Поэтому важно объединять и варьировать обе стратегии. Никакой одной общей (делай раз – делай два) не бывает.
Первый и важный (но я бы сказала предварительный) шаг – это взять ответственность за СВОЙ рост. Понять, что ваши реакции сейчас связаны не столько с тем, что было, столько со смыслом, который вы вкладываете сейчас. И то количество боли, которую испытывали вы, это всегда уникально. «Я сам отвечаю за то, кто я такой».
Второй шаг – рассказывать себе историю своей жизни не как жертвы, а как удачника: «я выжил», «мне удалось», «я справилась», «спустя время я смог», «я с стремлюсь сохранить надежду»,… Процесс исцеления – это путешествие, где каждый шаг имеет вес и цену, но если оставаться на месте, будет еще больнее. Здесь мы берем то, что у нас есть, что раньше помогало справляться с трудностями.
Третий шаг – искать смыслы и ценности. Но не один терапевт не даст их вам, пока вы сами не начнете их искать. Только есть разница между: «мир, докажи мне, что есть смысл» и «я буду его активно искать, вглядываясь и вслушиваясь в возможности». Сначала после кризиса человек склонен чувствовать оставленность надеждой: ему сложно вставать по утрам, находить силы для дня, думать о будущем иначе, чем в мрачных тонах. Не сразу удается изменить эту картину, что нормально, но должно быть принято решение: «я хочу чувствовать больше надежды!».
Затем мы переходим в четвертый этап, где замечаем зарождающиеся перемены. Это очень важный этап – гордиться собой за те шаги, которые вы уже сделали. Мы замечаем свои новые сильные стороны, новые мысли, новые ценности. Мы замечаем их не просто так, а за то, что они нам приносят. Эти перемены должны быть воплощены в действии: например, вы открыли рот, хотя всегда стеснялись, или сделали что-то особенное для себя, пошли учиться чему-то новому и пр.
Ставьте лайк. Вам не сложно, а мне приятно.
Запись на консультацию по WhatsApp +7 967 445 80 60 или через ВК