Сергей Арсеньевич Виноградов (1869 - 1938) писал, в основном, интерьеры, жанровые картины, пейзажи, реже — портреты. В посвященной художнику статье ранее я пыталась рассмотреть некоторые детали его творчества. Что касается натюрмортов, то Виноградова, видимо, данный жанр не очень интересовал. Но всё же есть в его наследии
и натюрморты. Предлагаю сегодня познакомиться с теми, которые удалось найти в сети.
Все найденные натюрморты являются "цветочными" — на них изображены цветы. Что ж, и в жанре натюрморта Сергей Арсеньевич верен себе — его картины радуют, ничто не заставляет грустить или печалиться.
Больше всего мне нравится "Яблочный цвет".
На небольшом столике, накрытом белой салфеткой с кружевами, в стеклянной вазе стоят несколько веток цветущей яблони, одна ветка лежит на столе. Рядом стоит стакан с водой. Всё это расположено на фоне дощатой стены. Всё это написано мастерски, так, что, глядя на картину, словно ощущаешь запах цветущих яблонь.
Замечателен также и букет сирени, написанный в импрессионистском стиле. Ваза с сиренью расположена на находящемся во дворе деревенского дома деревянном столе, и фоном для букета служит пейзаж — трава с растущими в ней одуванчиками, деревья, сквозь ветви которых видно голубое небо.
На следующей картине мы видим букет цветов в круглой стеклянной вазе, стоящей на подоконнике. Вечер, сумерки.
И прекрасный букет полевых цветов в кувшине.
Очень похож на этот натюрморт тот, что представлен ниже. Размер нижнего холста чуть поменьше, но на нём представлен такой же по форме, только блестящий кувшин, ромашки в букете тоже соседствуют с васильками, клевером и колокольчиками.
Дата написания следующего натюрморта неизвестна. На нём представлена ваза с садовыми цветами.
Далее натюрморт с тремя букетами.
Здесь уже не только цветы. Три букета в разных вазах соседствуют с лежащими на столе яблоками и книгой. Фоном служит интерьер комнаты — стоящие у стены кресло и шкаф.
А вот натюрморт с маками. Смотрится почти как классический голландский.
А вот натюрморт, написанный акварелью.
И, наконец, последний из найденных в сети натюрмортов кисти Сергея Виноградова.
Этот натюрморт очень сильно отличается от представленных ранее. Видимо, Сергей Арсеньевич экспериментировал здесь в стиле фовизма.
Мы рассмотрели "чистые" натюрморты, то есть картины, относящиеся к этому жанру. Но у Виноградова много картин, в которых натюрморты вписаны в интерьер или соседствуют с портретами. Ниже представлены некоторые из таких произведений Сергея Арсеньевича. Обратите внимание на "Жеманницу" (1926 г.), вернее, на картины, изображенные там на стене. Мне показалось, что одна из них — "Железнодорожная станция", тоже написанная Виноградовым. Вот эта.
Конечно, это лишь гипотеза. И, сейчас, через сутки после опубликования статьи, она кажется мне уже менее достоверной, чем вчера. Ну, может, читатели выскажут свои версии. Надеюсь и жду. :) А убирать "Железнодорожную станцию" не буду — хочется показать эту не очень типичную для Виноградова картину.
Итак, некоторые из картин Сергея Виноградова, в которые вписаны натюрморты.