Люди, конечно же, часть ситуации, но кроме влияния в конкретный момент времени они влияли на нас в прошлом (учили, помогали, критиковали) и влияют на нас в настоящем и будущем (чего-то от нас ждут, являются примером).
В статье рассмотрим, кто и как влияет на наше поведение.
Люди, которые формируют нашу личность:
Эти люди создают основу, ядро нашего характера, задают границы мира, учат удовлетворять и удовлетворяют потребности, что становится нашим характерным поведением и образом мышления и в итоге определяет нашу мотивацию.
1. Родители.
Кроме наследственности, родители формируют нашу личность, являются примером, сами того не желая и часто не понимая этого. Принципы, ценности, правила, привычки, которые у нас со временем появляются, тоже мы перенимаем у родителей.
Я читаю параллельно по несколько книг, также как читал мой отец. Мне кажется, усваиваю так хуже, но это привычка.
2. Родственники. Бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди, тёти, дети, племянники, племянницы и т.д.
Несомненно, в каждой семье всё происходит по своему: кто-то уезжает в другой город и видит своих родственников только на праздники, а кто-то живёт большой дружной семьёй и у детей много примеров, как хороших, так и плохих, и много воспитателей.
Летние и зимние каникулы я проводил в деревне у бабушки, где большую часть времени был предоставлен сам себе: рыбачил, ловил ящериц и ежей, играл с друзьями и крутил собакам хвосты. Но гулять можно было, только после того, как я выполню все дела по дому: принесу воды, соберу колорадского жука. И быть дома я должен засветло.
Это повлияло на мой характер. Для меня и сейчас важна свобода, но в рамках чётких и понятных правил.
3. Друзья.
«Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.»
Трудно переоценить влияние друзей на формирование личности.
С друзьями во дворе я начал играть в футбол и играю до сих пор, благодаря чему у меня появляются новые и новые знакомства. Друзья детства до сих пор оказывают влияние на моё поведение, потому что мы до сих пор общаемся и я у них многому учусь.
4. Воспитатели, учителя, наставники.
Эти люди учат жизни, точнее они учат понимать жизнь.
С наставниками мне везло всю жизнь, у меня были замечательные учителя в школе, преподаватели в ВУЗе, тренеры в спортивных секциях, редакторы на электронных площадках, инструктор по вождению и руководители.
Люди, которые влияют на наше поведение:
Когда мы встречаем этих людей, чаще всего у нас уже сформирован характер, определены потребности, правила, принципы, ценности, цели, навыки, знания и так далее. В общем, мы уже личности.
5. Супруги, партнёры.
Они нас могут чему-то научить, удовлетворить потребности в безопасности и любви, помогать, мотивировать или демотивировать, корректировать наши ценности, цели и принципы, привычки. Они могут многое, если мы им позволим.
6. Дети.
Это неукротимое стремление программировать поведение другого и эмоциональная реакция на неудачу происходят из детства.
Когда ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины.
Ребенок обиделся, плачет, и родители, поскольку они его любят, испытывают вину, которая стимулируется внешними признаками обиды, которые нетрудно прочитать на лице ребенка. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку.
Обидчивость ребенка необходима для нормального развития родителей.
Мы привыкли думать о том, что воспитываем детей, но не замечаем, как они нас воспитывают, наказывая нас чувством вины за каждую оплошность. На стадии детства это оправдано: ребенок помогает духовному созреванию родителей, т. е. превращает их из мужа и жены в папу и маму, вырабатывая у них с помощью своей обиды определенные черты поведения, необходимые для нормального развития подрастающего человека. Это необходимо для формирования его личности.
"Восхождение к индивидуальности." Ю. Орлов"
7. Руководитель.
Хороший руководитель – один из главных мотиваторов в нашей жизни. Плохой руководитель – один из главных демотиваторов. Руководитель принимает непосредственное участие в доформировании личности. Он влияет на ценности, принципы, цели, навыки, знания, самооценку и так далее и тому подобное.
8. Коллеги и подчинённые.
Не стал их разделять. Смысл один. Мы у них можем чему-то научиться, а также должны корректировать своё поведение в зависимости от их границ. Или не должны. Как себя вести, каждый решает сам в зависимости от характера, воспитания, ситуации, давления общества и задач.