Любящий муж заявляет, что это конец? Это как можно? Спустя столько лет, скажите женщине, с которой вы делили свою жизнь, что она передумала? Все общие моменты, наши чувства, воспоминания - в помойку? Все так просто?
Весь мой мир в одно мгновение превратился в руины, хотя ничто не предвещало катастрофы. Я все время задаю себе вопросы. Почему это случилось со мной? Чем я заслужила это?
Растерянная, сломленная, отчаянная - вот что я чувствовала прошлой осенью. Как будто я стою на замерзшем пруду и вокруг меня трескается лед. Сначала появилась одна, казалось бы, безобидная царапина. Потом вторая, третья и больше. Спасения не было.
Мне пришлось самой выбираться из ловушки
Я осторожно делаю шаги, чтобы добраться до берега, где я могу зацепиться ногами за твердую землю. Пока не могу поверить, что мне это удалось. Моя одежда промокла, чуть не утонула, но беды у меня не было. Мои ноги твердо стоят на земле и не позволяют двигаться.
Я всегда считала свой брак очень успешным. Любовь и уважение. Что тебе еще надо? После свадьбы мы с Яриком жили в старом, но ухоженном загородном доме его родителей. Мы планировали переехать самостоятельно, но, по правде говоря, это не имело особого смысла. В просторном доме могли легко разместиться обе семьи, и когда через несколько лет мы сделали отдельный вход в дом, это было действительно здорово.
Я работала пока не родила дочку
Я вырастила ребенка и, благодаря помощи матери, на время вернулась к работе. Вторая беременность помешала моим профессиональным планам. Мне пришлось лечь, поэтому я ушла на больничный, и работодатель не любит таких ситуаций. Я сохраняла свою должность в соответствии с регламентом до конца декретного отпуска, после чего меня уволили.
Я не особо беспокоился об этом, потому что двое маленьких детей нуждались в материнской заботе. Так что я остался с ними дома, тогда я не знала, что это будет навсегда. Бремя поддержки семьи лежало на Ярике, шли дела у которого все лучше и лучше.
Он бросил индивидуальную работу и занялся семейным бизнесом. Его тесть долгое время руководил небольшой авто мастерской, сил у него было все меньше и меньше, поэтому он с радостью принял сына в компанию. За несколько лет Ярик начал свой бизнес, получил признание и множество новых клиентов. В деньгах недостатка не было. Мы договорились (муж, я и свекровь), что искать работу нет смысла.
- Женщина должна создавать дом, растить детей, успевать за мужем, а не летать по миру с высунутым языком, - философски сказала свекровь, вызывая у нас радость. - Что, это не так?
Он сломался.
- Жены и мамы уходят из дома на целый день, возвращаются измученные только вечером и ни на что нет сил. А потом удивляются, что мужик нашел другую. Тот, у которого есть время для него. А детишек просто жалко. На что это похоже? Мир перевернулся.
Возможно, это прекратилось, но не у нас.
Мы жили счастливо
Я очень постаралась устроить наши комнаты, чтобы все домочадцы остались довольны.
- У тебя есть талант, - похвалил меня муж, любуясь последовательными метаморфозами старых комнат, - никогда бы не подумал, что они могут быть такими. Как в каталоге интерьерного дизайна!
Похвала Ярика окрылила меня. Большинство изменений были моей заслугой. Сама красила стены, шила шторы и чехлы на мебель. Я ничего не могла с собой поделать. Украшение дома стало моей страстью. Поэтому я не заметила, что Ярик отдаляется от меня.
Нам нечего было сказать друг другу так много, как раньше, а страсть? Что ж, после 20 лет брака казалось естественным, что температура наших чувств упала, оставив привязанность, дружбу и теплое чувство, которые гарантировали долгие отношения.
Я не чувствовала угрозы
Напротив, я с нежностью смотрел на Ярика, засыпающего вечером над своей книгой после рабочего дня. Все чаще нас оставляли дома одних, у детей были свои дела, потихоньку вылетали из гнезда. Но без беспокойства я думала о нашем будущем, в котором мы оба - я и Ярик - были реализованы в нашем безопасном доме, который я так любила.
Я проигнорировала первый сигнал, который должен дать мне пищу для размышлений, а может, не хотела его замечать. У Ярика появлялось все больше и больше дел вне дома. До сих пор мы всегда были вместе, он внизу в мастерской, а я наверху. Я знала, что все, что мне нужно сделать, это позвонить или спуститься по лестнице. Я так привыкла к постоянному присутствию мужа, что очень переживала за его поездки.
Но я ничего не сказала, потому что как это выглядит? Не можете оставить взрослую женщину на пять минут? Я знала, что это забавно. И все же моя интуиция, которую я знаю сегодня, правильно пыталась разбудить мою бдительность. Что-то было не так, хотя я не могла объяснить это рационально.
Мне не пришлось долго ждать
Я стала видеть больше сигналов. Ярик изменился. Это уже не был мой старый муж, человек, которого я любила, отец наших детей. Он стал раздражительным, я раздражала его каждым жестом и словом. Он был зол на меня и старался избегать всего, что мог. Мирные вечера вместе стали далеким воспоминанием. Не только я заметила изменения.
- Как дела, папа? - спросила дочь Юлька. - Ты странный.
- Может, у него есть кто? - издевательски взревел сын Артем и сразу замолчал.
На самом деле это было так. Через несколько дней Ярик развеял наши сомнения.
У него был кто-то. Он влюбился, он признался мне с обезоруживающей откровенностью. Он хотел развода. Сначала я не мог понять, что он мне говорит. Я был в шоке. Я не понимал. Любящий муж заявляет, что это конец? Это как можно? После всех этих лет, скажите женщине, с которой вы делили свою жизнь, что она передумала? Все общие моменты, наши чувства, воспоминания - в помойку? Просто?
Тогда я устроила ад
Я кричала, я плакала, я рассказывала ему ужасные вещи. Я хотела причинить ему боль, чтобы он чувствовал себя так же плохо, как и я. Ярик не позволил себя спровоцировать. Он все переносил статически. Я поняла, что ему наплевать на мою боль.
В его голове было только одно: новая любовь. Ради нее он пожертвовал нашим браком. через несколько дней я потеряла надежду, поняла, что ничего не получу. Я слишком хорошо знала Ярика. Он уже принял решение. Будет так, как хочет - рано или поздно. Тогда я не знала, что потеряла не только мужа. Также крышу над головой.
Все годы брака я не заботилась о своих интересах. Мне никогда не приходило в голову, что место, которое я назвала своим домом, о котором я заботилась столько лет, в котором я воспитывала своих детей и с которым у меня было столько прекрасных воспоминаний, никогда не было моим.
- Дом принадлежит моим родителям, и после их смерти я унаследую его. Это не наша совместная собственность, поэтому у тебя нет на нее прав, - твердо заявил Ярик.
Я поняла, что после развода мне придется уехать из дома, если только я не захочу жить с новой женой моего бывшего мужа. Я посоветовалась с адвокатом. То, что я услышала, сбило меня с ног.
Я практически ни на что не имела права
Может, половина экономии. Дом и мастерская принадлежали моему тестю, и по иронии судьбы нам почти нечего было делить. После 20 лет построения своей жизни я была нищая, у меня не было работы, денег и квартиры. Решение Ярика расстаться разрушило мою жизнь.
«Невероятно, что после стольких лет брака можно избавиться от жены, как от мусора!» - возмутился мой друг, который оказался со мной в эти трудные минуты. - Даже жилищный закон предусматривает что-то вроде компромисса.
Его гнев, как это ни парадоксально, меня успокоил.
«Если бы вы так много лет жили в чужом доме в дикой природе, от вас было бы не так легко избавиться». А из семейного дома - как видите! Скандал! Столько лет потрачено зря! 20 лет назад вы могли купить квартиру на заемные деньги, а теперь уже давно бы выплатили долг! И тебе было бы где жить, - продолжалась его тирада.
Я уже рассмотрела все эти возможности. Но мудрец после разрушения ...
- У тебя нет прав на такое же количество лет в браке. Ты готовишь, убираешь, поддерживаешь домочадцев, рожаешь детей, растишь их - а ты все равно никто! Ваша судьба зависит от того, полюбит ли вас муж! Неслыханно! Закон не защищает женщин!
Он был прав. Женщина, жертвующая собой ради семьи, зависит от мужа. Как и сто лет назад.
Видимо многое изменилось, но это не так.
Я могла рассчитывать только на скромные алименты от Ярика, а в этом и не было уверенности. Адвокат объяснил мне, что для суда, я человек, который может себе заработать. В конце концов, женщины за 40 работают.
И что трудно найти работу, особенно человеку с 20-летним перерывом в карьере? Ну ... я не знала, что мне делать. Дело о разводе находилось на рассмотрении, и я просматривала объявления о вакансиях. Боже мой, как много изменилось! Веб-мастера и ИТ-специалисты могли выбирать среди предложений.
Для меня не было ничего. Я могла сделать что-нибудь простое, но даже должность продавщицы требовала двухлетнего опыта и навыков работы с кассовым аппаратом. Я бы рухнула, если бы не мой друг. Он пришел, усадил меня за машинку и попросил сшить стеганый чехол для дивана.
«Это будет подарок моим родителям», - объяснила она. - Они видели ваши работы и давно мечтали о них. Решили заказать у тебя. Тебе было бы полезно что-то сделать и заработать несколько копеек. Ты увидишь, это очень воодушевляет.
Он заставил меня пойти на работу, и я действительно почувствовала себя лучше.
Но я могла что-то сделать
У меня не было иллюзий, что в будущем я смогу зарабатывать себе на жизнь шитьем, но вначале это тоже было хорошо. Я мобилизовалась. Я все еще страдала от мужа и потери всего моего имущества, но решила не сдаваться так легко. Я собиралась бороться за себя.
После развода Ярик добровольно перевел небольшую сумму на мой счет в качестве оплаты из совместной собственности. Очевидно, это была половина наших сбережений . Я поверила на слово. На мгновение я подумала о том, чтобы подать на него в суд, но расходы меня напугали.
Я гордилась собой. Пусть подавится деньгами! Я могу без этого обойтись!
Сначала я сняла скромную недорогую комнату у старушки. Никто не говорил мне уходить из дома, который я раньше называла своим, но я знала, что Ярик с нетерпением ждал появления новой женщины. Я собрала свои чемоданы и встала на порог.
Со мной никто не прощался. Родственники не высовывали нос из своей части дома, дети, обидевшись на отца, разъезжали по миру. Юлька училась в рамках обмена Erasmus в Копенгагене и Артем в Стокгольме. Так было лучше для них.
Мне самой пришлось столкнуться с новыми проблемами. Я не хотела полагаться на детей, у них своя жизнь. Я посмотрела на сад, который возделывала столько лет. Мои розы! Я почувствовала, как под веками горят слезы. Я быстро потерла глаза тыльной стороной ладони. Я не развалилась! Для меня здесь ничего нет. Пора позаботиться о себе. Я чувствую, что могу это сделать!