В прошлом году я писал о легализации продажи алкоголя через интернет и снова возвращаюсь к этой теме. Нет, ничего не изменилось, по закону алкоголь можно легально приобрести только лично посетив магазин. Но что обсудить есть.
Удобная альтернатива
Дебаты в этом вопросе продолжаются, всё-таки алкоголь, товар достаточно популярный, и дополнительный канал сбыта в разы бы увеличил выручку продавцов, особенно с учётом роста доли онлайн-торговли и доставки продуктов. Не остаются в стороне и маркетплейсы – «Ozon», например, решил зарегистрировать юридическое лицо и получить для него лицензию на продажу алкоголя, на тот случай, если законодательство всё же изменится, но его главный конкурент «Wildberries», оказался куда хитрее – теперь в приложении можно забронировать алкоголь в магазине и выкупить его на месте.
Сервис предлагает зарезервировать понравившийся товар в наиболее удобном для вас магазине и в течение трёх дней выкупить его. При этом, оплата совершается на кассе продавца, так что никакого нарушения закона в этом нет. Согласно новости, на «Widberries» пока что доступна продукция только одной сети алкомаркетов, но не стоит сомневаться, постепенно их число возрастёт.
Решение безусловно интересное, можно сказать, что такой формат создаёт золотую середину в вопросе онлайн-торговли спиртными напитками. Стоит сказать, что вариант с бронью товара уже был доступен покупателям, но в рамках отдельных магазинов и сетей, маркетплейс же без сомнений этот формат популяризирует в разы, собрав на своей витрине товары нескольких торговых представителей.
Как отреагирует бизнес
Для самих розничных сетей и алкомаркетов, подключение к сервису будет выгодно. И без того высокий спрос будет подкреплён новой услугой, потенциальный покупатель всегда сможет оперативно проверить наличие напитка в ближайшем магазине в удобном приложении. В добавок, редкий посетитель откажет себе в удовольствии приобрести что-то ещё, во время выкупа заказа.
Что пока остаётся непонятным, как отразится бизнес-модель маркетплейса на стоимости товара. Комиссия сервиса составляет 5% от заказа. Не исключено, что некоторые продавцы решат заложить эту цифру в стоимость продукции, возможно цены вырастут только в случае онлайн-бронирования, для остальных покупателей цена будет прежняя. Другие оставят всё как есть, объём продаж перекроет издержки. Зависеть это будет от каждого конкретного ретейлера.
Возможные проблемы
Основной проблемой запрета онлайн продажи алкоголя является рост контрафакта. К сожалению нелегальная торговля через интернет присутствует, и более 50% реализуемой продукции подделка.
Отсюда и вопрос, какова вероятность наткнуться на контрафактный товар при использовании сервиса? Маркетплейс наверняка даст возможность представлять товары не только сетям, но и локальным магазинам. Какие документы должны быть предоставлены партнёром, будет ли проверяться лицензия, попадёт ли «Wildberries» под санкции в случае выявления контрафакта у продавца? Этот вопросы пока не ясны и требуют пояснений.