Пятница стала «маленькой субботой» для сотрудников «АвтоВАЗа» в Тольятти. Завод остановил все три сборочных линии из-за нехватки компонентов. Основной проблемой, сдерживающей производство, стал дефицит электронных блоков. Около 40 тысяч сотрудников распустили по домам. Завод пока не выпускает машины сразу шести моделей.
Приостановка производства произошла из-за «мирового кризиса поставок электронных компонентов», объясняют представители «АвтоВАЗа». Они ожидают, что такое положение продлится до середины 2022 года «или даже дольше». Поэтому «рваный график производства будет сохраняться». Вот так «наши корабли» бороздят нам про импортозамещение в электронике. Коронакризис стал универсальной отговоркой для всех сфер деятельности. «Короной» готовы прикрывать всё: от рекордной инфляции и роста цен, до поставок в российский автопром.
Автогигант из-за нехватки комплектующих лихорадит давно. Конвейер ВАЗа останавливают уже в 6-ой раз за год. Компания периодически вынуждена это делать, выжидая поставок. Простои пытались компенсировать шестидневными рабочими неделями, но острая нехватка импортных деталей не позволила это сделать.
Для покупателей ситуация очень плохая, говорят эксперты. Машин в продаже станет меньше, покрывать убытки будут за счет роста цен, кармана приобретателей.
В октябре продажи автомобилей Lada в России оказались на 30,3% ниже, чем в октябре прошлого года. Общие же потери в объемах производства с июня по сентябрь 2021 года составили 60 тысяч автомобилей. Чтобы отбить свои доходы компания, как утверждают автодилеры, начала навязывать клиентам дополнительные опции. Эти действия пообещала проверить Федеральная антимонопольная служба, но покупателям от обещаний ФАС вряд ли будет легче. С 15 ноября 2021 года «АвтоВАЗ» уже продает машины с новым набором дополнительных аксессуаров. Наценка за такие дополнения в стандартных комплектациях составит до 30 тысяч рублей. При покупки отказаться от них - нельзя.
Проблемы в автопроизводстве напрямую затрагивают Татарстан. ПАО «КАМАЗ» также в числе зависимых от импортной электроники. Автоконцерн закупает более 1 000 наименований комплектующих (российских и зарубежных), из них почти 80 – в Китае. Поставки идут из Европы, Индии, Турции и даже Латинской Америки.
«Чипов нет, но вы держитесь», - мог бы посоветовать отечественному автопрому экс-премьер Медведев.