Найти в Дзене

Почему руководители решают не так. Пять типов ошибочных управленческих решений

Оглавление

Принятие решений - один из важных навыков руководителя. Проблема в том, что в теории это понимают (почти) все, а на практике далеко не каждый руководитель умеет принимать верные решения.

В этой статье я хочу рассмотреть не только типы ошибочных управленческих решений, но и их основные причины (буду рада вашим дополнениям!).

Поспешные решения

С учётом преобладания лидерского/аврального стиля управления (когда сначала впереди с шашкой на коне, а потом уже разберёмся) в нашей стране, это очень частая история руководителей: принимать решения как можно быстрее.

Почему так происходит?

  • Потому что хочется быть "впереди планеты всей" (и потом гордиться, что мы были первыми).
  • Потому что нужно зарабатывать очки в глазах вышестоящего руководства/собственников (вот какой я продвинутый и современный).
  • Просто потому что понравилось, вдохновило ("Ух ты, а давайте мы себе тоже так!").

К чему приводят такие решения:

Прежде всего, к большим потерям (финансов, времени, человеко-часов), потому что именно поспешные решения требуют либо огромного количества доработок уже после запуска их в работу, либо в принципе приводят к откату в прошлое состояние.

Так например происходит с внедрением различного ПО в попытках автоматизации. Когда покупаются программы, оплачивается весьма недешёвая работа программистов, тратится огромное количество времени на перенос данных..., а потом выясняется, что целый ряд моментов был не учтён, и нужно возвращаться к старому доброму Экселю старым программам.

Излишне затянутые (запоздалые) решения

Впрочем, нередко можно встретиться и с такой крайностью. Когда тянули-тянули-тянули, наконец решили и... оказалось поздно.

Почему так происходит?

  • Потому что есть надежда, что оно "само рассосётся" (как правило нет, не рассасывается).
  • Потому что руководителю страшно брать на себя ответственность.
  • Потому что хочется сначала твёрдых гарантий (пусть кто-то где-то сделает, оценим результат, и тогда подумаем).

К чему приводят такие решения:

Прежде всего к отставанию (от рынка, тенденций, сферы, локально - других отделов и пр.), замедлению и снижению результативности. Часто не такому острому, который бы заставил всё бросить и ускориться, но суммарно к весьма ощутимому. Но иногда и к серьёзным кризисам.

Так например часто происходит с решениями, касающимися людей. Тянут до последнего, не увольняя явно некомпетентных на данном месте сотрудников, не меняют систему мотивации, пока не станет поздно, не организуют то же обучение, хотя оно давным-давно необходимо. А потом удивляются нелояльности, текучести, плохой репутации на рынке труда.

Маятниковые решения

Тоже очень любопытная и частая история. Это когда каждое следующее решение как минимум нивелирует предыдущее, а как максимум - напрямую ему противоречит. Из серии "чтобы удержать клиентов, разрабатываем систему скидок" - "с этого дня не даём никаких скидок" - "нужно срочно вернуть скидки" - и так далее.

Почему так происходит?

  • Потому что если вскрылась ограниченность/неэффективность прошлого решения, кажется, что лучший вариант - поменять его на прямо противоположное.
  • Потому что в этом случае не нужно думать и углубляться в детали - достаточно просто пойти от обратного.
  • Ну и частенько потому что хочется побольнее стукнуть того, чьё решение это было.

К чему приводят такие решения:

К реакции "подожди выполнять - отменят". То есть к совершенно несерьёзному отношению сотрудников (скепсису, иронии и т.п.) к любым решениям руководителей. И, как следствие - к осознанному или не очень сопротивлению.

Думаю, здесь типовые примеры вы легко приведёте сами))) В силу того, что "маятники" встречаются где угодно.

Демотивирующие решения

Это решения, которые в качестве последствий имеют демотивацию сотрудников (от преодолимого разочарования до массовых увольнений).

Почему так происходит?

  • Потому что у руководителей преобладает ориентация на задачу (показатели, результаты), а не на людей. Иногда люди вообще не учитываются как важный критерий оценки.
  • Потому что по-прежнему действует иллюзия "да за забором очередь..." (кажется, что люди - самый недорогой и легко заменимый ресурс).
  • Ну и просто потому, что П - прогнозирование - даётся не каждому руководителю.

К чему приводят такие решения:

К демотивации (побуду кэпом)).

Так например происходит часто с решениями, которые касаются экономии затрат. Экономить начинают именно с вложений в персонал и режут-режут-режут, не глядя на реакцию сотрудников, на повышающуюся текучесть и на зарождающиеся бунты. Из более локального это часто связано с решениями по конфликтам (в одной из недавних статей про это было), когда "закройте рты и идите работать", или с решениями по распределению ресурсов.

Авантюрные (неосуществимые) решения

А давайте мы везде запустим дронов! А вот мы сейчас как закупим экзоскелеты для наших грузчиков! А перевезём офис на Луну!

Многие руководители так увлекаются сказочными авантюрными решениями, что совсем отрываются от реальности.

Почему так происходит?

  • Потому что нет желания/навыка анализировать.
  • Потому что видны настолько яркие эмоционально плюсы, что не хочется анализировать риски.
  • Потому что помечтать хочется даже руководителям))

К чему приводят такие решения:

Если их не начинают внедрять (а часто даже не начинают), как таковых потерь они не несут. А вот репутацию руководства роняют очень сильно, показывая управленцев сказочниками, витающими в облаках. Впрочем, некоторые руководители (как однажды сказала моя дочь))) "неопытные и упрямые", и умудряются начинать внедрять даже такие решения. Тогда и измеримый ущерб весьма заметен.

Конечно, чаще такое происходит с решениями в новых направлениях, но не всегда.

Добавляйте, какие ещё виды неконструктивных управленческих решений встречаете?

_______________________

Больше статей для руководителей (в том числе про принятие решений) можно прочитать здесь

Подписаться на канал можно здесь

Сижу, решения принимаю) Судя по лицу, авантюрные)))
Сижу, решения принимаю) Судя по лицу, авантюрные)))