Найти тему
Полевые цветы

Есть, товарищ командир! (Часть 14)

- Хорош!.. – сдержанно-вежливое презрение в негромком голосе отца заставило сержанта Калмыкова содрогнуться. Хотелось втянуть голову в плечи… а лучше – провалиться куда-нибудь. Но от отцовских глаз не скрыться: полковник Калмыков медленно рассматривал синяки и ссадины на лице сына. Сухо приказал:

- Рассказывай.

Игорь говорил глухо и сбивчиво, часто отчаянно умолкал: не мог найти слов, чтобы рассказать отцу, – ну, про Аньку… про дачу Селиверстова. А отец был беспощаден: вежливо и холодно заставлял продолжать рассказ, – до мельчайших подробностей. И курил, – одну за другой. Словно не замечал, что душу рвёт сыну…

Потом полковник Калмыков долго молчал. Игорь поднял на отца глаза:

-Ну, помнишь!.. Ты тогда сказал, что не будешь помогать! Что поступить в училище я должен сам! И вообще, – сам!.. Вот я и хотел, – сам! И в училище, и потом, после выпуска!

Отец усмехнулся:

- Сам – это при помощи подполковника Селиверстова? По-твоему, сам – это оголтелой подлостью и предательством проплатить подполковнику своё благополучие – настоящее и будущее? – Потушил сигарету, жёстко сказал: – Не Дугина надо было отчислить. Это тебе – не место в училище. И в армии тебе не место.

Полковник Калмыков поднялся, направился к главному корпусу. На отчаянные слова сына:

- Отец! Я хочу стать офицером! – не оглянулся…

Друг и бывший сослуживец, подполковник Егоров, казалось, слушал Калмыкова равнодушно. По поводу отчисления Игоря из училища неожиданно официально и сухо заметил:

- Отчислять из училища курсанта Калмыкова нет повода. Он ничем не нарушил Устав. С успеваемостью у него полный порядок, нарушений дисциплины нет. Инициатором драки на плацу был не он. А восстановить в училище курсанта Дугина невозможно: кроме драки, он самовольно оставил пост во время суточного наряда, покинул территорию училища. – Протянул Калмыкову открытую пачку сигарет, сам глубоко затянулся: – А с Селиверстовым разговор отдельный будет. Ну, то, что он там у себя на даче развлекается, – пусть жене объясняет: она у него дама серьёзная… Сумеет разобраться. А вот неявка в училище по приказу начальника, отсутствие на службе могут стать для подполковника причиной больших неприятностей. К тому же во время контрольной проверки в отделе по работе с личным составом выявлены существенные недостатки. Вчера генерал-майор Бессонов такие молнии с громом метал!.. Обидно: в целом – без замечаний, а Селиверстов своим разгильдяйством многое испортил.

… В кабинете начальника училища подполковник Селиверстов стоял навытяжку. Бессонов ознакомил его с приказом о переводе в другую часть, – в Забайкальский военный округ. В голове у подполковника что-то жалобно звенело: ещё в годы учёбы в училище было известно, что Забайкалье – высшая мера наказания… И – должность?!.. Селиверстов отчаянно возроптал:

- Это же майорская должность!..

Бессонов поднял глаза от приказа:

- В соответствии с Вашим нынешним званием, – которое понижено до майора. Думаю, не стоит Вам объяснять, что следующее понижение сделает Вас капитаном: в Забайкальском военном округе не только климат суровый, – командиры там тоже суровые.

Крайне опечаленный жизненной несправедливостью, Селиверстов отправился в Сосновку: никого не хотелось видеть, и надо было срочно позвонить Константину Сергеевичу, – вконец зарвавшегося Бессонова пора поставить на место… Утешал себя: ну, генерал… погоди!.. Константин Сергеевич шутить не любит! Ты ещё пожалеешь о своём опрометчиво написанном представлении о снижении звания подполковнику Селиверстову!

У ворот дачи стояла машина Константина Сергеевича. Селиверстов изумлённо захлопал глазами. Осторожно поднялся на крыльцо: дверь оказалась открытой… Селиверстов потянул носом: подозрительно пахнет знаменитым Машиным пирогом с грибами… И вдруг замер, прислушался… Из комнаты с камином доносился женский стон. Тут только в глаза Селиверстову бросилась Машенькина норковая шубка, – шубка так смело и уверенно висела рядом с шинелью Константина Сергеевича…

Селиверстов тихо вышел, присел на обледеневшую ступеньку крыльца. А он всё собирался обдумать, почему имя Константина Сергеевича производит на Машеньку неизменно магическое действие… почему она взлетает, когда слышит это имя…

Селиверстов принял единственно правильное решение: подобру-поздорову незаметно убраться с дачи.

Да что ж такое-то!.. В прихожей городской квартиры, – не успел снять шинель… пока ещё с подполковничьими погонами!.. – как услышал тот же сладкий женский стон… Наваждение?..

Заглянул в комнату. Дочка, Вероника, в одной распахнутой на груди мужской рубашке, пробежала из своей комнаты в ванную. Отца не заметила. Селиверстов ещё надеялся встретить здесь курсанта Калмыкова, – ну, как наименьшее зло… А из дочкиной спальни по-хозяйски вышел – в одних трусах… – её преподаватель кафедры международной журналистики… Евгений Георгиевич, кажется… Кажется, ему в обед исполнился сто один год…

Селиверстов с неумолимой ясностью понял, что в жизни ему осталось лишь Забайкалье… Причём Чита и её окрестности оказались бы желанной сказкой, – по сравнению с посёлком, где дислоцируется воинская часть, в которой новоиспеченному майору Селиверстову придётся служить неопределённое количество лет…

… До весны Артём Дугин учился на курсах водителей и вёл в школе уроки физкультуры – вместо уехавшего на преддипломную сессию Михаила Ильича. Аня очень переживала, что это из-за неё Тёмку отчислили из училища. Она хорошо знала, что без училища Артём не может жить… А он обнимал её:

- Я всё равно стану офицером. Ещё лучше, – поступлю снова, когда отслужу.

С Игорем после случившегося не виделись. А с пацанами Артём встретился, – когда уже получил повестку из военкомата. Молча слушал однокурсников, – пацаны рассказывали, что с Калмыковым никто не разговаривает: так вышло… Никто ни с кем не договаривался, просто не разговариваем, и всё… Да, с сержантскими погонами Калмыкову пришлось расстаться: взвод – тоже негласно – отказался выполнять его команды. Получилось так, что сержант Калмыков не справляется, и командованию училища пришлось сменить заместителя командира взвода… Эту должность снова занял сержант Смолин.

А Тёмкины глаза застилал туман… Вот теперь точно, – всё ушло безвозвратно… Школа, их мальчишеская дружба с командиром… Артём знал, что пацаны справедливы в своём отношении к Калмыкову… Но почему же так жаль, что он больше никогда не скажет Игорю:

- Есть, командир!..

А отец вернулся. Предложил Артёму помощь в восстановлении в училище. Артём даже не взглянул на отца, не дослушал, – ушёл в свою комнату. Мама прошла за ним, обняла сына… что-то говорила про… ну, в общем, про то, что жизнь прожить… как там, – не поле перейти…

Вернуться в их прежний городок мама отказалась: Артём понимал, что воспоминания для неё будут просто непосильными… А мама объяснила, что место её службы – здесь, в этой части. И отец стал жить с ними. Вот только никак не получалось у полковника Дугина встретиться глазами с сыном. Артём не отворачивался – просто не видел отца. И даже когда автобус отъезжал от военкомата, Павел Алексеевич чувствовал, что для Артёма он – пустое место: сын улыбался матери и этой тоненькой темноглазой девчонке, махал им рукой… и привычно, страшно безразлично не видел отца…

Игорь неожиданно понял, что завидует Дугину. Ненужным школярством вдруг показалась учёба в училище. А Тёмка служит, – по-настоящему! Однажды прислушался к разговору пацанов: Саня Смолин рассказывал, что служит Артём в Забайкалье. А ночью Калмыкову часто снился их школьный военно-спортивный лагерь… И он просыпался от Тёмкиного серьёзного голоса:

- Есть, командир!

Эти Тёмкины слова всегда убеждали, что всё будет хорошо и правильно…

Сам себе не признавался, что очень хочет увидеть Аню. Не признавался… и в очередное увольнение ехал к пединституту, делал вид, что совершенно случайно прохаживается у общежития. Боялся и хотел встретиться с Аней. Совершенно не представлял, что скажет ей, – просто хотелось увидеть её. Надеялся, что летом, во время его курсантского отпуска, они непременно увидятся в их городке… А потом узнал, что Аня на всё лето уехала работать в детский лагерь отдыха – вожатой.

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Продолжение следует…

Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6

Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11

Часть 12 Часть 13 Часть 15 Часть 16 Часть 17

Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22

Часть 23 Часть 24 Часть 25 Часть 26 Окончание

Навигация по каналу «Полевые цветы»