Найти в Дзене

Как улучшить ходовые качества морского буксира?

Винто-рулевой комплекс морского буксира. Фото автора.
Винто-рулевой комплекс морского буксира. Фото автора.

Ходовые качества могут быть улучшены за счёт мероприятий, относящихся непосредственно к гребным винтам либо к корпусу судна в целом и его устройствам.

Корпус морского буксира. Фото автора.
Корпус морского буксира. Фото автора.

К первому виду мероприятий относятся:

а) тщательный подбор элементов грибного винта;

б) правильное профилирование и точная обработка лопастей гребного винта;

в) тщательная балансировка гребного винта.

Среди других мероприятий, повышающих упор гребного винта и улучшающих ходовые качества судна, следует отметить:

а) применение обтекаемых рулей;

б) применение активизированных рулей;

в) установку контрпропеллеров;

г) установку на винты направляющих насадок.

Гребной винт морского буксира. Фото автора.
Гребной винт морского буксира. Фото автора.

ОБТЕКАЕМЫЕ (струйные) рули имеют форму двояковыпуклого профиля. Их нижняя и верхняя части несколько смещены относительно середины. Так же, как и контрпропеллеры, установленные за винтами, такие рули раскручивают отбрасываемые винтами струи воды.

С практической точки зрения обтекаемые рули удобнее контрпропеллеров, так как при равном с ними эффекте они улучшают также манёвренные качества судна и не ухудшают работу винта на заднем ходу.

АКТИВИЗИРОВАННЫМ называется руль стандартного типа, обтекаемой формы, внутри которого установлен электродвигатель переменного тока с короткозамкнутым ротором. Электродвигатель приводит в движение вспомогательный гребной винт.

Буксир в доке. Фото автора.
Буксир в доке. Фото автора.

Эта система рулей предназначена для судов высокой манёвренности. Особенно удобны такие рули, для судов прибрежного плавания: паромов, пожарных судов, пассажирских катеров, плавучих подъёмных кранов и др.

Гребной винт затрачивает известную долю мощности на закручивание протекающего через него потока воды. Если устранить явление закручивания потока, то эффективность работы гребного винта повышается.

Контрпропеллеры. Фото автора.
Контрпропеллеры. Фото автора.

Для этого ставят КОНТРПРОПЕЛЛЕРЫ, имеющие лопасти, расположенные под соответствующим углом. Если эти лопасти неподвижно устанавливаются позади винта, они раскручивают поток, идущий от винта, а если спереди винта, то они, наоборот, закручивают поток так, чтобы он, попадая на гребной винт, раскручивался.

Полезный эффект от применения контрпропеллеров достигает 10-15% экономии мощности при той же скорости хода.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ НАСАДКА представляет собой кольцо специальной формы, жёстко скреплённое с корпусом судна и охватывающее гребной винт. Форма продольного сечения насадки имеет вид авиационного крыла, которое передней закруглённой частью обращено в сторону движения, а выпуклостью - внутрь насадки.

Гребные винты и направляющая насадка, в винто-рулевом комплексе морского буксира. Фото автора.
Гребные винты и направляющая насадка, в винто-рулевом комплексе морского буксира. Фото автора.

Назначение насадки сводится к тому, чтобы изменить характер потока воды, отбрасываемого винтом, увеличить площадь сечения этого потока и тем самым повысить к.п.д. винта. На буксирных судах, где это устройство даёт наибольший эффект, тяга на гаке при ходе с возом повышается на 30-35%.

Статья и фото: “Журнал Морского Волка”

-8

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.

До новых встреч! С уважением к Вам, морской канал “Журнал Морского Волка”.