Этот тест, уверен, ждали все, кто интересуется ракетостроением, ведь речь о прожиге вроде как вакуумного двигателя в атмосфере. Дело в том, что обычно давление на конце сопла вакуумного РД настолько низкое, что давление окружающего воздуха отделяет от него пламя (отрыв потока) и разрушает двигатель.
В течение нескольких часов было проведено сразу два огневых теста Raptor Vac. Сразу после них Тим Додд, Everyday Astronaut, задал Маску вопрос, который интересует всех:
Как был предотвращён отрыв потока при запуске двигателя оптимизированного для вакуума на уровне моря?
Илон Маск практически сразу ответил:
Raptor имеет очень высокое давление в камере, что, в свою очередь, позволяет использовать сопло с большим коэффициентом расширения без отрыва потока при использовании на уровне моря. В настоящее время давление в камере ~270 бар, но мы работаем над улучшениями, чтобы получить более 300 бар.
Это всё прекрасно, конечно, но, как по мне, не особо объясняет отсутствие отрыва потока. Как ни крути, но у вакуумных РД истекающий поток имеет давление значительно ниже одной атмосферы, что неминуемо вызывает его отрыв.
По большому счёту, если давления в камере сгорания при степени расширения сопла 80 хватает для того, чтобы предотвратить отрыв потока, речь идёт об атмосферном двигателе.
Факт того, что Raptor Vac способен работать при давлении в одну атмосферу, опять же, лично моё мнение, говорит о том, что под классификацию вакуумных двигателей он не попадает. Его можно назвать адаптированной для работы в вакууме версией Raptor, но не вакуумным.
В целом, заметно, что после сопла поток очень резко сужается, то есть идёт процесс на грани отрыва потока. Это говорит о том, что для вакуума двигатель адаптирован недостаточно. При этом, тут можно найти и положительный момент: Raptor Vac может дублировать атмосферные Raptor на случай отказов.
Тем не менее, я так думаю, что полноценно вакуумный РД SpaceX всё-таки нужно будет создавать. Как считаете?
Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.