Ранее в советских книжках и журналах писались статьи в духе «каждую минуту с конвейера сходит новый автомобиль». Но чудо так и не наступило — далеко не каждая семья в СССР могла позволить себе новые «Жигули» или «Волгу».
Сейчас бессмысленно критиковать экономическую модель больше не существующей страны. Вместо этого предлагаем вспомнить самую популярную десятку машин Союза. Сразу оговоримся: в статистике также учитывались авто, выпущенные и в современной России.
Всего 10 моделей советских легковых машин преодолели порог в 1 миллион выпущенных экземпляров. Например, открывает рейтинг известный хетчбэк — ВАЗ-21099. Точной статистики для этой модели не нашлось, но известно, что в Союзе было выпущено 953 тысячи таких авто, а также они производились с 2001 года на ЛуАЗе и ЗАЗе.
Сборка ВАЗ-2103 началась в 1972 году. Но тут стоит оговориться: первый год машины не были унифицированы из-за нехватки стандартных деталей. Так что стандартные «трешки» пошли в серию с 1973 года. Если считать суммарно, их выпущено не менее 1 304 000 экземпляров.
Далее в рейтинге идет модель от Горьковского автозавода. Та самая легендарная «Волга» — ГАЗ-24. Производство второго поколения началось в 1968 году в порядке эксперимента, а в 1970 приобрело типичный для Союза массовый характер. Выпуск ГАЗ-24 закончился в 1992 году на отметке в 1 481 500 единиц.
ВАЗ-2109, прозванный «зубилом» из-за характерных форм, стал самым массовым из семейства «Самара». Его производство продолжилось даже после старта следующей серии. Всего данная модель производилась с 1987 по 2004 год — с конвейера сошло не менее 1,5 миллиона машин.
В 1980 году стартовало производство ВАЗ-2105. Даже если учесть, что этот автомобиль считался бюджетным вариантом, своих покупателей он находил. Причем отнюдь не мало: «пятерки» перестали сходить с конвейера в 2010 году, а всего их произведено более 2 миллионов машин. Точных данных так и не нашлось, поэтому они могут посоревноваться в популярности со следующей позицией рейтинга.
А далее идет тот самый «Москвич-412». Начиная с 1967 года он производился одновременно в Москве и Ижевске. Причем ижевский конвейер работал на порядок дольше — более 25 лет. Итого почти 2 313 500 машин нашли своих владельцев.
Следующую строчку занимает единственный вездеход из подборки — ВАЗ-2121, он же «Нива». Впервые было выпущено 50 машин в 1976 году, полноценное производство стартовало же через год. Что характерно, оно до сих пор продолжается. По примерным оценкам, сделано более 2 400 000 машин, а сейчас они выпускаются под названием «Lada 4x4».
Список не мог обойтись без «премиальной» модели ВАЗ-2107. По сути, это та же «пятерка» с обновленным интерьером и внешним дизайном. Так как она считалась особо комфортным автомобилем, спрос на «семерку» зашкаливал. В итоге они производились 30 лет: с 1982 по 2012. Всего тираж превысил 3 100 000 единиц.
Однозначно вычислить первое место не удалось. С одной стороны, по цифрам лидирует ВАЗ-2106. Они сходили с конвейера в период с 1975 по 2001. Но на этом их история не завершилась. Далее они производились в Сызрани, Ижевске и Херсоне. Выходит, что к известным 4 175 000 нужно добавить еще как минимум шестизначное число.
С ВАЗ-2101 примерно та же история. В 1970 году стартовал их выпуск, а до 1983 года с конвейера сошло 2 711 000 машин. Но есть одно важное уточнение. Улучшенные модели «копейки» — ВАЗ-21011 и -21013 — по сути не сильно отличались от прообраза. Поэтому, если считать их вместе, вся линейка насчитывает не менее 4 850 000 готовых авто.
Ситуация вышла спорная, поэтому читатели могут решить, кому же отдать лидерство, в комментариях к статье.