Все мы рано или поздно сталкиваемся с необходимостью ремонта своего автомобиля. Не важно крупного или мелкого, планового или внезапного, на старенькой Приоре или свежем Рапиде. Да и что говорить: даже новый автомобиль иногда нерационально катить к дилеру по гарантии, т.к. замена застучавшей после ямы стойки стабилизатора будет вам стоить около 1500 р за свои деньги здесь и сейчас или бесплатно но через 5 дней и в другом конце города у дилера. Всю эту работу за нас с вами с радостью сделают различные автосервисы и СТО в великом множестве существующие во всех населенных пунктах нашей родины. Нет, конечно есть сторонники ремонта своими руками, но вот например мне проще отдать 400 р за замену масла и подождать 15 минут в теплой клиентской зоне чем искать свободную яму, переодеваться в рабочую одежду, возиться под машиной, искать куда деть отработку и в конце концов обнаружить пятно масла на новой кофте ценой 5000.
Итак: сегодня речь о автосервисах. Напомню что я с 2008 по 2015 работал как в снабжении сервисов и ДЦ так и управляющим на 2 сервисах, поэтому попробую рассказать немного изнутри. Поехали!
Сервисов много. Они разные. Скрываются под яркими и громкими вывесками. От ДЦ и федеральных сетей с десятком подъемников до мелких гаражных Кулибиных с одной ямой, про которых можно узнать только по сарафанному радио. Но как бы они не назывались их было бы правильней разделить на 3 группы.
Дилерские центры.
Занимаются исключительно обслуживанием автомобилей той марки чьё дилерство имеют. Более того, скорее всего не возьмут машину этой марки но собранную например для рынка США. Высокая стоимость нормочаса, использование только оригинальных запчастей (можно договориться чтоб поставили привезенный вами неоригинал, но мы будем рассматривать все сервисы так, как они работают по умолчанию). И за что их больше всего ругают - во многих случаях только узловой ремонт. Например на FF2 будут менять только блок клапанов длины коллектора в сборе с кронштейном, хотя сдох только один клапан и его можно поставить от Mazda 3 (не зря же говорят что Mazda это Ford для бедных)))))) и сделают это не от лени или гадства а потому что в каталоге запчастей на Ford Focus, в отличии от Mazda, этот клапан не поставляется отдельно а только всем комплектом. А ДЦ работают в строгом соответствии с требованиями завода-изготовителя. Однако у ДЦ есть очевидные плюсы - наличие всей необходимой оснастки в виде съемников, фиксаторов, оправок и т.п. что в итоге может сделать ремонт дешевле т.к. например с помощью оригинального фиксатора распредвалов ремень ГРМ на XER линейке Opel (и клоны Chevrolet) меняется за 7 минут, в то время как без оного с выставлением валов придется помучиться до часа, т.к. шестерни на валах не имеют шпонок. Итог 0,25ч*1800р дешевле чем 1ч*900р. Также имеют все необходимые руководства и TSB, недоступные простым людям или доступные с большими задержками, что в итоге упрощает ремонт и избавляет от неожиданных последствий. Так же сотрудники постоянно проходят обучение у дистрибьютора (изготовителя). Плюс стандарты качества обслуживания, чистая ремзона и зона ожидания, обязательная послеремонтная проверка и девочка-моделька на рецепшене которая спросит вас "Вы на сервис или в отдел продаж?"))))) Живой пример: восстановление родной прошивки на криво чипованный Chevrolet Cruze 2014 у чип-тюнеров по городу 4-5К (для них это такая же прошивка ЭБУ как и чиповка Паулюсом) а в ДЦ Chevrolet 1200р, т.к. входит в диагностику.
Сервисы по региону сборки
"Восток-Авто", "Азия-Сервис", "ЧайнаТаун", "Немецкий дом", "VAG-сервис","Стокгольм-моторс"... Как понятно из названия обслуживают группы марок объединенных страной-производителем. Как правило до начала слияния брендов (т.е. где-то до 2008 года) машины выпущенные в одном регионе были +\- подобными, в Додже, Крайслере и Плимуте стояли одни и те же моторы и коробки. На одних и тех же комплектующих собиралась Европа. Унификация в РФ и в Китае это вообще пример для учебника. Таким образом необходимость большего объёма знаний связанных с более широким спектром обслуживаемых машин компенсируется схожестью этих самых машин. Часто организуются на базе ДЦ утративших дилерство или создаются бывшим руководством этих ДЦ и комплектуются сотрудниками оттуда. Доступ к техпорталам заводов отсутствует но по старым связям инфа добывается хоть и не столь оперативно. Оснастки поменьше, но необходимая присутствует. За очень сложные ремонты скорее всего не возьмутся и направят "к официалам" ибо понимают что сами не вывезут. Стоимость нормочаса ниже чем у ДЦ, имеют свои склады ЗЧ, как правило заполненные качественным неоригиналом. Не склонны к крупноузловому ремонту и спокойно заменят вышедшую из строя деталь, однако "колхозингом" заниматься не станут. Сотрудники не проходят обучение у дистрибьютора как в ДЦ, однако в силу достаточной интеллектуальности персонал занимается самообразованием. Внешние отличия от ДЦ - девочка на рецепшене может отсутствовать как штатная единица либо носить усы и быть вполне себе мастером-приемщиком, что иногда даже лучше, т.к. кучи однотипных вопросов по скрипт-листу могут раздражать. Вместо кафе на территории клиентской зоны будет стоять кофе-машина или вендинговый аппарат. Может не быть единой формы одежды сотрудников. Что самое плохое - не везде проводится послеремонтная оценка состояния автомобиля.
Мультибрендовые сервисы
Самый распостранённый тип автосервиса. Чинят всё. От Rover до Белаз, главное чтоб в ворота влезло. Включают в себя как федеральные сети так и гаражные сервисы. Цена в принципе ниже чем в двух первых категориях, однако часто не пользуются никакими автодатами и цены берутся с потолка исходя из оценки платежеспособности клиента. Однако половина всё-таки имеет фиксированные прайсы. Складов запчастей как правило нет или они загружены самыми ходовыми расходниками (фильтра-колодки-шаровые на ВАЗ-Логан-Солярис). За остальным отправляют клиента в ближайший магазин где для клиентов сервиса есть скидка. Специализированной оснастки практически нет что и понятно: иметь в наличии оправку для сайлентблоков Соляриса, ключ помпы для GM-моторов, Фордовский набор для ГРМ, транспортир распредвалов на ГАЗель и т.п. - никаких инвестиций не хватит. По факту отлично справляются лишь с теми работами, которые одинаковы для всех моделей и марок которыми они занимаются. Оно и понятно: невозможно держать в голове знания по технологии на все марки авто, поэтому у сотрудников лишь базовые знания в лучшем случае подкрепленные собственным опытом или знанием кому позвонить и посоветоваться. Даже с заменой тормозных колодок на Genesis G80 может возникнуть конфуз - суппорта разводятся через ЭБУ, но их пытаются продавить монтажкой в лучшем случае открутив штуцер прокачки. А сколько пневмоподушек подвески стреляло при попытке задомкратить машину не заведя подвеску в сервисный режим - одному Всевышнему известно. Зато не гнушаются никаким колхозингом, и с радостью по вашей просьбе заглушат вам текущую тормозную трубку, отключат регулятор давления тормозов и прочие прелести колхозинга. Возможно даже будут склонять к этому мотивируя это тем, что всё это - излишние замудрения конструкции ради цены, хотя по факту просто не знают как устранить дефект в соответствии с требованиями производителя. Гарантия на выполненные работы зависит от способности клиента "спросить за поступок", оплата налом или переводом на карту, печать заказ-наряда - если только у сетевиков. Кстати, о них отдельно: несмотря на красочные вывески федеральных сетей по факту это просто франшиза, которая диктует прайс, форму одежды, стандарты обслуживания и перечень работ. Обычный мультибренд сервис переделывается в сетевой за 3 дня путем натягивания баннеров и подключения IP телефонии. Сотрудники же остаются те же. Живой пример: своими глазами наблюдал как при замене ремня на Chevrolet Cruze 2009 F16D3 слесарь монтажкой тянул ролик-натяжитель ремня ГРМ. Для незнающих - на таких моторах этот ролик не натяжитель а демпфер, натяжка идет помпой, которая крутится спецключом на 41.
Дядя Вася.
Лично я с дядей Васей сталкивался один раз в жизни. Пришлось ехать на ушатанной Daewoo Nexia в Питер, и на обратном пути настолько достала вибрация в руль что в Великом Новгороде спросил таксистов и они указали на гараж развальщика. Его реально звали Василий. За 400 р!!!!!!!!!!! он сделал схождение на древнем стенде. Не идеально, но до Нижнего Новгорода я доехал намного спокойнее за что ему большое спасибо.
Собирательный образ гаражного умельца. Как правило "актер одной роли", т.е. идеально знает конструкцию, фичи и баги условной ВАЗ 2108, но впрысковая 2114 для него тайна покрытая мраком. Искренне верит в то, что та модель которой он занимается это венец творенья и вершина автопрома, все последующие машины - это заговор маркетологов, кусок фольги и одноразовое поделие. Имеет всю оснастку для этой модели, причем вся она самодельная и подогнана под его руку на которой в детстве оторвало палец. По сути сейчас практически вымерший в силу бесполезности вид. Однако незаменим если вы реставрируете машину из СССР, потому как у него с большой гарантией лежит в подвале кусок того самого олова которым в 1967 году лудили кузов ГАЗ-21. Живой пример: в Нижнем Новгороде в начале 2000-х была широко известная в узких кругах Лена которая идеально настраивала KE-Jetronic и Digifant (VW Golf\Jetta 2, Passat B3). Но эти машины с годами съела ржавчина а современные системы впрыска Лена не освоила (не смогла или не сочла нужным). Так и ушла она как мастер вместе с теми машинами.
На этом всё. В следующей статье постараюсь вкратце рассказать на что обращать внимание при выборе автосервиса и как кроилово приводит к попадалову.
Ваш Самоделкин.