Наш транспорт в Венгрии. Что мне довелось увидеть

5,3K прочитали
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства. Не менее любопытна и наша техника – советская и современная, имеющаяся в этих государствах по сей день. По этой причине я всегда с удовольствием выбираю маршруты по странам социалистического содружества (увы, бывшего). Пара поездок в Венгрию, состоявшихся в 2017-2018 годах, – из этой серии.

Недавно на своем канале я опубликовал статью "Наши "Метеоры", "Восходы" и "Полесье" успешно работают в Венгрии. Съездил, показываю". Сейчас расскажу и покажу, что мне довелось встретить в Венгрии из нашего автопрома, а также прочих видов наземного транспорта, выпущенного как во времена #СССР, так и в наше время.

Современная Венгрия является одной из немногих стран, где наш #автопром и другие виды транспорта до сих присутствуют в весьма заметном количестве. Я не могу сказать, что на дорогах этой страны советская и постсоветская техника преобладает над всей остальной. Конечно же нет. Но ее там вполне достаточно, чтобы периодически выхватывать пытливым взглядом в транспортном потоке.

Думаю, что ни для кого не сделаю открытие, что во времена СССР наши автомобили массово поставлялись в страны социалистического содружества, как легковые, так и грузовые, а также автобусы, троллейбусы, тракторы, экскаваторы, "Ракеты", "Метеоры" и т.д. и т.п. До сих пор, спустя 30 лет после распада социалистического блока, нашу технику можно встретить в соцстранах, хотя с каждым годом она убывает все более стремительно. Но кое-что еще осталось. Более того, поставки продукции отечественного автопрома не прекратились и в постсоветский период, хотя и значительно снизились, а потому на дорогах попадаются машины родом из 1990-2000-х годов, а также самые современные.

Итак, что есть из нашего в Венгрии.

Самая распространенная – это ВАЗовская продукция, она довлеет над всеми остальными представителями советского и постсоветского автопрома. Чаще всего встречаются #Жигули, классика – от "копейки" до "семерки", таковых в поле моего зрения за две недели оказалось более двух десятков.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-2
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-3

Больше других представлены модели поздние модели – ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, а также универсал ВАЗ-2104.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-4
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-5
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-6
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-7
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-8

Весьма представительно и следующее поколение #ВАЗ – 2108/2109/21099. "Восьмерки" и "девятки" попадаются как самые ранние образца 80-х годов, так и поздние, родом из 90-х – с длинным крылом и измененной облицовкой радиатора.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-9
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-10
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-11
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-12

Представитель очередного ВАЗовского поколения – ВАЗ-2110 мне встретился всего один раз. Весьма свежий, почти что новый.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-13

"Нивы" неизменно присутствуют во многих странах мира (лично видел), а не только в бывших социалистических. #Венгрия – не исключение. Что интересно, за время пребывания в этой замечательной стране я не заметил ни одной "Нивы" советского периода. Все – поздние, постсоветские. С десяток таковых мне попалось.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-14
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-15

Но, пожалуй, больше всего меня удивило наличие самых современных ВАЗовских моделей – "Веста" и "Гранта". Причем "Весты" мне встречались исключительно в такси. Так что #Лада по-прежнему востребована не только в России, но и за рубежом.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-16
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-17

Всё что не ВАЗ можно увидеть в Венгрии совсем не часто, можно сказать, единично. Один раз на парковке я запечатлел Москвич-2140. Другой такой же #автомобиль мне попался уже в милицейской ливрее, эта #машина используется как рекламная.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-18
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-19

Встречавшийся мне несколько раз вылизанный ГАЗ-69 развлекал туристов в стиле "Ретро-тур".

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-20

Еще один ГАЗовский раритет, на который я не мог не обратить внимание, – сияющая ГАЗ-24 "Волга" благородного темно-синего цвета.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-21

Другая "Волга" ГАЗ-21Р, к сожалению не столь презентабельная, стояла на закрытой территории и ожидала то ли реставрации, то ли утилизации (хотя, предположу, скорее, все же реставрации).

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-22

На парочку УАЗ-469 я натолкнулся в зоопарке. Увы, не ходовых, установленных на радость детворе.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-23
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-24

Еще попался фургон ИЖ-2715 образца 1982 года. Тоже не в работе. Этот экземпляр находился в частном мини-музее.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-25

Ну и самая неожиданная находка – правительственный ЗИС-110, причем стоявший не в музее, а просто на улице. Сияющий черной эмалью лимузин эпохи Сталина и Хрущева привлекал внимание гостей венгерской столицы у одного из 5-звездочных отелей. Не исключено, что сей шикарный раритетный автомобиль используется не только как шоу-стоппер, но и по прямому назначению, для поездок постояльцев фешенебельного отеля.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-26

Резонный вопрос – а что же с грузовиками? Они есть? Ведь еще в 2000-е годы в Венгрии вовсю работали ЗИЛы и КАМАЗы...

Венгрия. 2005 год. Фото Макса Чернявского
Венгрия. 2005 год. Фото Макса Чернявского

Сейчас не осталось практически ничего, во всяком случае в эксплуатации. За все время мне посчастливилось единственный раз увидеть на стройке #грузовик - самосвал КАМАЗ-5511, с оригинальным длинным кузовом без заднего борта, в аутентичном оранжевом окрасе. Таких у нас я уже лет 20 не встречал.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-28

Кроме КАМАЗа мне попалось несколько военных "Уралов" – 375Д и 4320 (пара кунгов и автокран КС-2573), но это уже не рабочая техника, а экспонаты частной коллекции. К сожалению сделать нормальную фотосессию не сложилось.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-29

В былые времена в Венгрии массово эксплуатировались советские троллейбусы ЗИУ. Перед поездкой, просматривая Гугл-панорамы Будапешта, я с удивлением обнаружил троллейбусы серии ЗИУ-682 (панорамы были 2011 года). По приезде рассчитывал их застать. Увы... Экземпляр ЗИУ-682 удалось посмотреть только в Музее городского транспорта.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-30
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-31
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-32
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-33

Там же был еще один советский #троллейбус – серии ЗИУ-5.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-34
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-35
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-36
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-37

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-38

А вот МТБ-82 в музее, к сожалению, нет. Эту модель, работающую на будапештских маршрутах, можно увидеть только на исторических фото в музейной экспозиции. Кстати, МТБ-82Д в Будапеште все же есть. Я об этом узнал уже после поездки. Тщательно отреставрированная машина 1952 года выпуска хранится в троллейбусном парке.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-39

Не осталось без моего внимания и будапештское метро. Помимо иностранного подвижного состава здесь есть и отечественная техника. Это вагоны типов Ев3, 81-717.2/714.2 и 81-717.2М/714.2М. Вагоны, на которых я ездил в 2017 году, представляли собой не слишком приглядное зрелище, были изрядно потрепаны, имели следы ржавчины.

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-40
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-41
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-42
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-43

В 2018-м мне довелось прокатиться на обновленных составах, прошедших модернизацию на Мытищинском машиностроительном заводе "Метровагонмаш".

Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-44
Так уж сложилось, что тема соцстран для меня очень интересна, особенно транспорт местного производства.-45

Напомню, что в 2015 году метрополитен Будапешта объявил конкурс на модернизацию вагонов, собранных на заводе в Мытищах почти 40 лет назад. Будапештские власти приняли решение не закупать новые вагоны, а продлить срок службы имеющимся. В конкурсе приняли участие шесть компаний из разных стран, однако победа досталась "Метровагонмашу". Сумма контракта составила 220 млн евро, за эти деньги необходимо модернизировать 222 вагона.

Первые вагоны из будапештской подземки пришли на мытищинский завод в начале 2016-го, а уже 10 мая того же года состоялась передача первых модернизированных вагонов. После глубокой модернизации срок службы поездов увеличен на 30 лет, повышена надежность оборудования вагонов, улучшена ремонтопригодность, снижено потребление электроэнергии. Поезда стали более комфортабельными, эстетичными, в ходе капитального ремонта полностью обновлен пассажирский салон, установлены системы принудительной вентиляции. Повышен уровень технической оснащенности поездов, заменены тележки, тормозное оборудование, компрессорная система, а также система безопасности. В вагонах установлена система видеонаблюдения, двери работают на бесшумном электрическом приводе.

На этом мои путешествия по бывшим странам социализма не заканчиваются. Увлекательные поиски продолжаются. Впереди вас ждет много интересного!

ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ ОДИН РЕПОРТАЖ ИЗ БУДАПЕШТА: "Наши "Метеоры", "Восходы" и "Полесье" успешно работают в Венгрии. Съездил, показываю".

ИЗ СЕРБИИ: "Наш транспорт в Сербии. Правда или миф?"

И ИЗ ХОРВАТИИ: "Как я нашел советские тракторы в Хорватии. И не только их..."

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.