Найти в Дзене
Иосиф Гольман

Тревожное расстройство поддается коррекции. Очередной пример из практики

Визуальной заставкой к сегодняшней заметке я взял работу Игоря Сапункова "Одно крыло". Именно так мне видится жизнь людей с тревожным расстройством - как жизнь птицы с одним крылом. Все, вроде бы и неплохо, только летать не может.

Очень часто окружающие этих людей даже не представляют, насколько тяжело их существование. Взять даже эту девушку, не так давно пришедшую ко мне на прием.

Красивая, молодая, успешная. Любимый муж и дети. Благополучна материально. Профессия нравится.

Казалось бы, что еще нужно для хорошей жизни?

Вот только ночью стали сниться кошмары, вплоть до пробуждения с криком. И перестали радовать те мелкие и крупные радости, которые окружают нас, когда мы счастливы. Почему перестали? А как можно радоваться, если из каждого события выглядывает черным оком бездонный страх?

Ребенок идет на медосмотр - страшно. Любое неприятное сообщение - неадекватно усиленная реакция. Да уже и не только на сообщение, а просто на звонок: ведь он может предвещать нечто ужасное.

После ряда вопросов стало ясно, что расстройство-то не вчера возникло. Она такая с детства. Конкретно - с детского сада, сколько себя помнит.

А как же раньше справлялась?

И это тоже типичная история. Справлялась до поры, до времени. Просто жизнь с подобным психологическим дисбалансом постепенно копит проблемы, которые в какой-то момент могут стать неподъёмными.

И тогда человек идет за помощью. Хотя иногда все развивается по гораздо более печальному сценарию.

Рис.1 Данные входного тестирования по HADS и методике Хесс-Хек
Рис.1 Данные входного тестирования по HADS и методике Хесс-Хек

Но вернемся к героине нашего рассказа. Входное тестирование подтвердило и ее рассказ, и мои собственные впечатления о психологическом состоянии пришедшего ко мне доверителя.

Первый тест - HADS, "Госпитальная шкала тревоги и депрессии", компактная, но вполне работоспособная методика, применяемая аж с 1983 г. В норме значение по каждой из шкал не должно превышать 7. При значениях более 9 баллов можно предположить наличие клинического тревожного и/или депрессивного расстройства. Как видим, по шкале депрессии все хорошо. И это прекрасно, потому что коморбидное (совместное) течение расстройства купировать сложнее. Зато по шкале тревожности цифры весьма высокие. К сожалению, соответствующие состоянию пришедшей на прием молодой женщины.

Отметим приведенный на фото ее ответ на вопрос, когда ей лучше - утром или вечером? Это тоже характерно для серотонинэргического расстройства, к которым по основной гипотезе относят тревожно-депрессивные нарушения.

Второй тест - говорит о ее невротической готовности на данный момент, то есть, в том числе, о возможности соматизации ее психологических проблем. Здесь показатели тоже выше нормы (норма до 23), но, к счастью, незначительно.

Дальше было консультирование: обсуждали, просвещались, учились конкретным навыкам, как когнитивной-поведенческим, так и физиологическим, и даже бытовым. Об этом я написал множество заметок в нашем блоге, смотрите их, они все рабочие.

Выходное тестирование дало совершенно другие результаты. Да мы уже это и предвидели, потому что жизнь нашего доверителя стала несравнимо лучше и приятнее.

Рис.2 Результаты выходного тестирования теми же методиками
Рис.2 Результаты выходного тестирования теми же методиками

Слева - "новые" значения, после коррекции. Справа - повторение данных входного тестирования.

Как видим, показатель по шкале тревожности упал вдвое, фактически попав в зону нормы. Мне бы хотелось, чтобы он был еще чуть-чуть ниже, но, как говорится, и на том спасибо :).

Показатели по тесту невротической готовности так же упали вдвое, войдя в "хорошую" норму.

А что ощущает при этом доверитель? Дадим слово ей самой, потому что в конце занятий доверители выполняют последнее задание курса - пишут "выходное" эссе. Это очень важный пункт, он позволяет доверителю закрепить успехи анализом произошедшего.

Эссе я воспроизвожу полностью, без правок. Разумеется, с разрешения автора.

Никогда не задумывалась о том, чтобы обратиться к психологу, особенно клиническому. И дело не в том, что считаю себя полностью психически здоровой, отнюдь, просто думала, что такая помощь малоэффективна. Вот лекарственные средства – да, результат быстрый и на лицо.
Абсолютно случайно наткнулась на статьи Гольмана И.А. на Яндекс Дзен. И что-то зацепило. Наверное, простота изложения сложных вещей, оптимизм и философия жизни. Я очень долго колебалась: не дешево, время затратно, вообще странно. Меня подтолкнула к визиту обычная бытовая ситуация, которая немного (много) напрягала и беспокоила: мне на протяжении долгого времени, довольно регулярно снился один и тот же сон. Я умираю. Что-то не выполнила (какое-то условие, чтобы выжить), и все, конец. Как «приятный» бонус – дикий ор среди ночи, пугающий семью не меньше, чем меня. Выхода два: идем к психотерапевту, выписываем лекарства; пытаемся работать с клиническим психологом, пользуясь методиками.
На первом приеме у Иосифа Абрамовича мне было немного не по себе: лекарств не будет, будет работа, самостоятельная, кропотливая и постоянная. Я прошла тест на тревожность и депрессию. Оказалось, что тревожность близка к клинической картине. Печально.
Вторая встреча прошла более легко, казалось, мы знакомы много лет. Но самое главное – я узнала очень много полезного, научно обоснованного и работающего. Все излечимо, все проходит, мы сами творцы своего здоровья, психического в том числе.
Наверное, к изменениям показателей своей тревожности я отнеслась, как к чуду. И, что интересно, никаких особых усилий не приложив. Это как будто вам в голову заложили что-то новое, подмели там, и все снова заблестело. У нас с мамой, например, очень теплые отношения, на встречах с Иосифом Абрамовичем я ни раз слышала то, что, возможно, мне говорила мама. Но почему-то именно от него это звучало правильно, я поверила этому.
Я очень много хорошего услышала о себе на приемах, этого не хватает в течение жизни, ну мне так точно. Так что я вооружена, спокойна…и да! Кошмары не снились с тех самых пор. Это ли не чудо?!

А теперь - маленькая капелька дегтя в бочку меда. Куда ж без этого.

Можно ли считать нашу с ней победу над необоснованной тревогой окончательной и бесповоротной?

К сожалению, нет. Ведь все, что с ней произошло - произошло не случайно. Уж так устроена ее нервная система. Так работают ее серотониновые и гамма-аминомасляные синапсы, которые не очень здорово "держат удар". Когда мы им осознанно помогаем - то все приходит в норму. Если бросим это делать - их работа может снова разладится.

А потому с разрешения доверительницы привожу последний кусочек нашей переписки:

Рис.3 Мы научились бороться с необоснованной тревогой? Отлично. Но теперь это придется делать всю жизнь
Рис.3 Мы научились бороться с необоснованной тревогой? Отлично. Но теперь это придется делать всю жизнь

К счастью, все наша работа над собой не слишком обременительна по времени и усилиям. Она занимает примерно 40 минут в сутки. Вот только бросать ее нельзя, чтобы снова не остаться в полете с одним крылом...

На сегодня - все.

Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.

Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера

Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри

Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.

Как выбрать врача или психолога. Мои три правила

Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам.  Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.