Найти тему

Изучаем свод стопы – что может быть интереснее практической работы для восьмиклассника

Учитель пятнадцать раз скажет – слова пролетят мимо. Ученик один раз сделает – память остается надолго. Эту нехитрую заповедь я всегда учитываю, строя свои уроки. Где только можно, стараюсь дополнить теорию «рукоделием» - практическими и лабораторными работами.

Но и чрезмерно увлекаться тоже нельзя. Позвольте маленькое отступление как иллюстрацию недопустимости однобокого подхода к обучению.

Когда я получала высшее образование, был у нас в числе прочих предмет «Генетика», подразумевавший 8 лекций и 8 семинаров. Лектор в начале года заболел надолго, другого не нашли, заменили на дополнительные лекции по органической химии. На семинарах нам сначала понравилось: мы резали корнеплоды, замеряли их диаметр, находили какие-то генетические отклонения, расщепление по Менделю и прочие интересные вещи.

Однако к началу декабря стало окончательно ясно, что на каждом семинаре мы делаем одно и то же. Меняется только изучаемая культура. Морковь, свекла, редька... А в январе – оп-па! – оказывается, к экзамену нужно еще проштудировать учебник толщиной в 4 см. В общем, тяжело было сдавать эту дисциплину))

Это я к чему. На мой вкус, одна большая (в том смысле, что на весь урок) практическая работа внутри одной темы – достаточно. Можно еще несколько крохотных, которые укладываются внутрь урока как его этап. Например, практически изучить, зачем нам складки кожи на тыльной стороне пальцев – дело двух минут. Но сколько радости у пятиклассников! Открытие ведь сделали!

Вернемся к нашей практической работе «Изучение сформированности свода стопы». Для ее проведения от учителя потребуется только иметь необходимое количество инструктивных карточек.

Инструктивная карточка для проведения практической работы. Такую работу можно делать на удаленке или дать ученику, который сидит на самоизоляции
Инструктивная карточка для проведения практической работы. Такую работу можно делать на удаленке или дать ученику, который сидит на самоизоляции

От ученика – принести отпечаток стопы. Всегда найдется тот, кто забыл. Такие у меня получают «виртуальную двойку», сидят на уроке конспектируют материал или отвечают на дополнительные вопросы (не сделали – вторая «виртуальная двойка»). Работу выполняют дома. Принесут – «двойки» растворяются в небытии. Не принесут – материализуются.

Как я объясняю домашнее задание по изготовлению отпечатка стопы.

«Заходите в ванную комнату. Кладете на пол лист писчей бумаги или лучше альбомный лист. Освобождаете одну любую нижнюю конечность от тапочек и носочков, слегка мочите ее водичкой комфортной температуры. Стряхиваете лишнюю воду. Аккуратно ставите ногу на лист бумаги, на полсекунды переносите на нее центр тяжести и тут же убираете. Мокрый след обводите по контуру карандашом. Просушиваете и приносите на урок».

Рисую на доске, что должно получиться. Пять следочков от пальцев, подушечка под пальцами, дуга внешней стороны стопы и пяточка. Дети часто думают, что след должен быть более широким, как в песке, и дорисовывают его, а потом получают искаженные результаты.

Один отпечаток водой – это необходимый минимум. Но желающие более ярко или более полно изучить вопрос могут воспользоваться вариантами:

  • предварительно намазать стопу акварелью, чтобы отпечаток был цветным;
  • сделать два отпечатка – левой и правой стопы;
  • сделать отпечатки не только своей стопы, но и тех членов семьи, кто пожелает участвовать в исследовательской работе.

Хотя бы один отпечаток приносят почти все. Совсем равнодушные сидят на уроке с учебником. А вот забывчивые, но неравнодушные умудряются развлечь полшколы. Они вспоминают о задании перед уроком и идут в уборную создавать отпечаток в присутствии ошарашенных зрителей.

Еще от ученика требуется стандартный математический набор – линейка и карандаш. Линеек у меня на всякий случай полный ящик.

Итак, сначала мы снова снимаем со скелета нижнюю конечность и наступаем его стопой на кафедру. Хорошо видно, как кости стопы приходят в горизонтальное положение при переносе на них веса тела и приподнимаются, если вес облегчить. Обсуждаем явление в рамках отличительных черт человека, связанных с прямохождением.

Далее обсуждаем проблему плоскостопия: причины, последствия и меры профилактики.

Прежде чем приступить к работе, особо оговариваю, что мы не диагноз себе ставить будем, а знакомиться с методикой. И если кому-то наше исследование покажет возможное плоскостопие, это повод не паниковать, а обратиться к ортопеду. И скорее всего, вы налили на бумагу слишком много воды или чрезмерно размашисто обрисовали отпечаток.

Иногда нелишне заранее посмотреть, что там у детей отпечаталось. Там, где была вода, бумага становится другой на ощупь – сразу видно, где граница мокрого следа и где линия, проведенная ребенком. В таком случае я карандашом поправляю.

Работа предполагает начальные навыки владения геометрическими понятиями: прямая через две точки, перпендикуляр, середина отрезка. Ну, да у нас восьмой класс, не начальная школа. И все же иногда поднимается недовольство: «Что это за математика? У нас сейчас биология!» Приходится пояснять про царицу всех наук и что без математики сейчас не только биология – филология не работает.

Раздаю инструктивные карточки и ничего не объясняю. Все написано – умение читать инструкции и действовать по ним никто не отменял. Сидят у меня дети в группах по четыре человека – всегда найдется сердобольный лидер, который не оставит товарищей в беде, пояснит, что и как.

Справляются)

Для тех, кто работает быстро, предусмотрено дополнительное задание – поработать с текстом о плоскостопии и (возможно) других проблемах, связанных с неправильным формированием скелета.

Готовая работа. Автор не поленился развести краску для пущей красоты
Готовая работа. Автор не поленился развести краску для пущей красоты

На фото стоит четверка. Поясняю, почему. Ребенок сделал построения и расчеты (не совсем верно, ну да ладно). Сравнил с контрольным числом. Записал вывод. Но этот вывод выглядит голословным. Я особо оговариваю, что на листе должна быть фраза о том, что «мой результат составил столько-то, это меньше/больше/равно контрольному числу, следовательно…». Даже образец в инструкции есть. К этому нужно приучать сразу.

А вы делаете подобные практические работы? Если да, то какие еще фишечки используете?