Динамометрический ключ — тип инструмента с использованием крутящего момента для затягивания крепежных деталей, таких как гайки и болты. Обычно применяется в автомобильной, строительной и промышленной отраслях.
Когда необходим именно динамометрический ключ?
Некоторые крепежные детали, к примеру, те, что используются в конструкции автомобилей, требуют особого нажима при затягивании в целях дальнейшей безопасности эксплуатации. Если вы не примените достаточно усилий, гайки и болты в дальнейшем расшатаются. Когда слишком затянете, можете повредить резьбу.
Динамометрический ключ является подходящим инструментом для таких работ, где болты и гайки должны быть надежно закреплены, к примеру, это касается установки шин.
Таким образом, динамометрический ключ не допускает:
- чрезмерных усилий при затягивании, которые приводят к повреждениям деталей;
- недостаточного натяжения, которое приводит к ослаблению элементов конструкции.
Создавая во время работы правильный крутящий момент, можно обеспечить безопасность и производительность конструкции.
Динамометрические ключи не используются для ослабления болтов, они предназначены только для затягивания!
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?
Говоря простым языком, крутящий момент — это сила вращения, измеряемая в:
- фунт-футах (lb.ft);
- фунт-дюймах;
- ньютон-метрах (Н*м).
На динамометрическом ключе присутствуют различные маркировки с каждой стороны. Чаще всего это фунт-футы.
У каждого транспортного средства есть своя спецификация относительно крутящего момента, установленная производителем. Она указана в руководстве по эксплуатации.
Увеличить или уменьшить крутящий момент можно с помощью регулятора на самом динамометрическом ключе. Для этого следует повернуть ручку по часовой стрелке (если требуется увеличить) или против нее (уменьшить).
Для индикации приложенного усилия на инструменте обычно предусмотрена шкала или специальный дисплей, в зависимости от модели.
Динамометрические ключи бывают различных видов с отличающимися диапазонами крутящего момента. Самый распространенный размер посадочного квадрата — половина дюйма (1/2").
Как настроить и применять динамометрический ключ?
Первый шаг, который вы должны сделать перед использованием динамометрического ключа — определить требуемое значение крутящего момента. Как было упомянуто, найти его можно в руководстве по эксплуатации или в Интернете.
Убедитесь, что выбрали правильную шкалу на своем инструменте, ведь с каждой стороны представлены различные единицы измерения.
Далее следуйте простому алгоритму:
- Ослабьте ручку с нижней стороны динамометрического ключа. Это позволит рукоятке вращаться туда-сюда.
- Если необходимо приложить усилие крутящего момента в 100 фунт-футах (lb.ft), вращайте рукоятку до тех пор, пока деление «0» не достигнет линии в «100 lb.ft».
- Затяните стопорную гайку ключа обратно сразу же, когда будет достигнуто требуемое значение крутящего момента на шкале. Ее нужно зафиксировать на месте. Этот шаг очень важен!
- Наденьте подходящий разъем на динамометрический ключ.
- Поместите его сверху гайки затягиваемой конструкции.
- Просто потяните за ручку.
- Щелчок означает, что требуемый крутящий момент достигнут.
О чем важно помнить при работе с динамометрическим ключом:
- Не затягивайте гайку после того, как услышали щелчок. Достаточно одного лишнего усилия, чтобы перетянуть деталь.
- Не используйте динамометрический ключ, чтобы полностью затянуть крепеж. Проделайте основную часть работы с помощью трещотки. А в конце примените динамометрический ключ, чтобы достигнуть необходимого крутящего момента.
- Возможно, вам потребуется переходник для динамометрического ключа, если разъем недостаточно глубокий.
- Обращайтесь с инструментом осторожно. Храните его в прилагаемом производителем футляре. Это обезопасит инструмент от повреждений, которые могут повлиять в дальнейшем на работу, точность показаний и калибровку.
Перед тем, как убрать динамометрический ключ в футляр, необходимо ослабить его минимального значения крутящего момента. Это сохранит калибровку инструмента.
Как откалибровать динамометрический ключ?
Перед использованием динамометрический ключ необходимо откалибровать. Процедуру следует регулярно повторять, ведь только так можно обеспечить точные и надежные результаты. Выполнять калибровку должен профессионал.
При этом не существует точных рамок, через какой промежуток времени проводить процедуру. Обычно это зависит от того, как часто вы пользуетесь инструментом. В среднем калибровка требуется минимум раз в год или через каждые 5000 щелчков.
Типы динамометрических ключей
Современный рынок инструментов предлагает множество видов динамометрических ключей. Наиболее распространенными являются следующие три.
Динамометрический ключ щелчкового типа
Вид присутствует практически в любом наборе инструментов. В его конструкции предусмотрен подпружинный рычаг, регулировка которого происходит путем поворота рукоятки. Он издает щелчок при достижении требуемого значения крутящего момента.
Большинство типов щелчковых динамометрических ключей имеют механизм трещотки. Их можно использовать для затягивания или ослабления.
Такие виды инструментов предлагаются в различных размерах и варьируются по пределам выставляемого крутящего момента. Их удобно использовать в труднодоступных местах.
Цифровые динамометрические ключи
Такой вид ключей оснащен электронным датчиком, поэтому не имеет движущихся элементов. Он измеряет приложенную силу и сообщает об этом пользователю с помощью дисплея. Достаточно задать требуемый параметр, и инструмент издаст звуковой сигнал или подаст световую индикацию при его достижении.
Балочный динамометрический ключ
Является самым простым и распространенным видом, служит для создания лучшей герметичности при затягивании элементов на транспортных средствах. Оснащен двумя балками: рычаг для приложения крутящего момента к закручиваемой детали и индикаторный элемент для установки на конце гаечного ключа.