За сентябрь этого года в России продали 119485 новых автомобилей (легковых, а также легких коммерческих) — на 22,6% меньше, чем в том же месяце 2020 года. По результатам августа падение составило 17%, а ведь тогда эксперты заявляли о сильнейшем снижении за 15 месяцев! Что же происходит?
Причины падения
По словам Томаса Штэрцеля, председателя комитета производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), отмечается дефицит автомобилей на рынке, который обусловлен глобальной проблемой нехватки полупроводников и сокращением производства. Такие факторы, как энергетический кризис в КНР и Западной Европе, а также повышение стоимости сырья будут поддерживать существующий негативный тренд.
АЕБ сообщает о том, что в августе и сентябре российский авторынок падает, хотя за три квартала текущего года и было продано 1 260 111 новых легковых / лёгких коммерческих автомобилей (на 15,1% больше, чем за данный период 2020 года ).
Только три бренда из десятки лидеров продемонстрировали по итогам сентября рост продаж — это коммерческое подразделение отечественного производителя ГАЗ, Toyota и китайский Haval. При этом результаты последнего бренда улучшились на 147%.
Худшие показатели — у АвтоВАЗа
Самое серьезное падение переживает АвтоВАЗ: продажи этого отечественного производителя снизились по сравнению с сентябрем минувшего года на 51%. Эксперты винят в этом катастрофическом падении регулярные простои автосборочных конвейеров, а конвейеры стоят по причине нехватки электронных комплектующих.
Lada Granta, которая была лидером российского рынка, была отброшена сразу на шестую строчку в рейтинге. Таких автомобилей было продано в минувшем сентябре на 8602 меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
Просто-напросто нечего продавать
Спрос на новые автомобили в России есть, но популярные модели у дилеров отсутствуют. Дефицит машин, который еще весной казался временным неудобством, превратился в постоянную и очень серьезную проблему.
Гендиректор автохолдинга "Сатурн" (Lada, UAZ, Renault, Chevrolet и другие марки) Александр Мещеряков комментирует ситуацию так: Lada была в стране самым продаваемым брендом, а Lada Granta — самой популярной моделью, поэтому по ним кризис ударил особенно сильно.
Представители АвтоВАЗ подтверждают, что причина сокращения количества выпускаемых автомобилей — дефицит комплектующих, поставляемых компанией "Роберт Бош Самара". Но с проблемами столкнулись и другие бренды. Существует вероятность, что дефицит электронных компонентов будет сохраняться на протяжении месяцев (эксперты говорят о 9–15 месяцах).
Дело в том, что производство электронных компонентов на основе полупроводников имеет длительный цикл, составляющий полгода и более. Кристаллы, используемые в производстве таких компонентов, растут медленно.
Хотя массового банкротства автодилеров пока не наблюдается, их количество стало сокращаться. За первую половину 2021 года с рынка в России ушли 28 таких компаний.
"Новые Известия" сообщали ранее, что россияне с начала 2021 года набрали рекордные суммы автокредитов.
-----