Изучая историю, рассматривая различные события прошлого, очень часто кажется, что нет справедливости на земле, злые и порочные люди добиваются власти и влияния, а агрессивные и хищнические державы доминируют над более миролюбивыми странами. Невольно приходит на ум сравнение с дикой природой – сильные съедают слабых. «Хочешь жить – умей вертеться», говорят они, или «кто съел, тот и цел». В такой ценностной системе жизнь человечества и отдельных людей представляется как постоянная борьба за власть, влияние и ресурсы.
Очевидно, что жизнь – это борьба. Едва появившись на земле человек разумный стал бороться за свое существование. Поиски пищи, борьба с дикой природой и климатом стали вечными спутниками первых людей. Используя свой интеллект, люди со временем взобрались на вершину пищевой цепочки мироздания Земли, но этим их борьба за жизнь не прекратилась, лишь переродившись главным образом в борьбу одних людских сообществ (племен и государств) против других. Люди научились жить и при крайне низких и крайне высоких температурах, научились высокопродуктивным методам хозяйствования, научились с помощью техники подчинять себе пространство и время, но так и не научились находить общий язык между собой – войны, взаимная ненависть и борьба за ресурсы, никуда не делись.
Порой даже не борьба за пропитание или какой-то экономически важный ресурс определяет суть распрей и войн – иногда все решает банальное стремление к престижу, славе, национальной гордости, как малые дети дерутся между собой, не думаю о последствиях современные нации и народы готовы убивать лишь за то, чтобы назвать некую территорию своей, утвердить свое превосходство и лидерство над другими. Наверное, более иррационального мотива разрушений и хаоса трудно себе представить. Но таковы люди – некоторые не представляют себе жизни без чувства превосходства и доминирования над другими, находя в этом и особое удовольствие, и смысл жизни. Слава и почет, престиж и власть могут действовать как наркотическое средство, опьяняя и порабощая волю.
Зло часто торжествует, потому что в своих методах оно менее избирательно, а значит его арсенал более разнообразен, это видно на примерах войн и военных конфликтов. «Кто не желает кормить свою армию – будет кормить чужую», говорил Наполеон. Проблема лишь в том, что всегда есть вероятность что твоя армия окажется и слабее и малочисленнее чужой, ведь если ты не стремишься подчинять себе других, тебе не нужна слишком большая армия. В тоже время, были и есть государства, весь смысл которых это захват чужих земель, их покорение, в целях собственного процветания или утверждения в как можно большем масштабе некой идеологии. Это можно сказать почти о всех империях, бывших на земле – они строились на силе оружия и некой идее, которая была достаточно сильным стимулом чтобы люди могли постоянно умирать ради нее. «Quae caret ora cruore nostro?» Какое побережье не пило нашей крови? – Восклицал Гораций.
Однако для любой империи приходит «момент истины», момент, когда она натыкается на еще более сильную империю и гибнет от нее (например, столкновении империи Инков и Майя с Испанской империей). Или «момент истины» заключается в том, что что империя гибнет главным образом сама в себе, от внутренних противоречий и конфликтов, от того, что ее граждане стали слишком богаты и больше не хотят идти на жертвы, воевать, терпеть лишения военных походов, болезни, ранения и смерти. Они больше не верят в идеи, ради которых воевали их предки (яркий пример этого – крушение Западной Римской империи). Или же империя погружается в пучину гражданских войн и революций, потому что внешняя экспансия по ряду причин стала невозможной, а энергия экспансионизма, питавшая государственную систему столетиями не может найти себе иного выхода и ведет к экспансии и «поиску врагов» внутри себя. Такую империю можно сравнить с древним символом - змеем Уроборосом, который в злобе своей, не находя иной цели кусает собственный хвост. Интересно, что еще одно значение Уробороса это бесконечность бытия и борьбы. Наверное, люди знали всегда что пока существует человечество – будет борьба одних сил против других. Беда лишь в том, что в современный век разрушительных технологий, атомного, химического и биологического оружия, способного уничтожать целые континенты, встает на повестку дня выживание самого человечества, способного погубить себя в бесконечной борьбе. А значит инстинкт самосохранения должен помочь людям выработать новые и общие для всех системы ценностей, которые будут сдерживать животные инстинкты к доминированию и властвованию одних над другими.
Как видится лично мне, особую роль в этом процессе может сыграть обновление религиозности и нравственности, а также взаимное сотрудничество различных цивилизаций – или они найдут общий язык между собой или человечество рискует уничтожить само себя наличными средствами.
p.s. рекомендую заинтересованным лицам ознакомиться с книгой У. Мак-Нила «Восхождение Запада» с целью понимания процессов приведших Запад к доминированию над остальными регионами планеты.