Найти тему
Журнал Авто.ру

Насколько безопасны отечественные автомобили: неожиданные результаты краш-тестов

Оглавление

Сколько звёзд и баллов за безопасность получали российские легковушки в испытаниях на безопасность

Недавний краш-тест фургона ВИС-2349, проведённый изданием «Авторевю» после аварии с участием актёра Михаила Ефремова, наглядно показал, насколько гремучий коктейль получился из не самой крепкой «Гранты», да ещё с нелёгкой надстройкой позади. Грузовичок провалил испытание, набрав всего 3,7 балла из 16 возможных! Мы решили вспомнить, какие результаты показывали в краш-тестах другие отечественные автомобили.

Серьёзные проверки на безопасность отече­ственным машинам устраивают нечасто. Поэтому в этой подборке мы использовали результаты краш-тестов ARCAP, которые с 1996 года проводит издание «Авторевю» по собственной методике. Это фронтальный удар автомобиля на скорости 64 км/ч о деформи­руемый барьер с 40-процентным пере­крытием (удар передней частью с водительской стороны). В салоне — два манекена, подготов­ленных для такого рода испытаний.

После удара эксперты оценивают состояние манекенов и показатели их много­численных датчиков, а также деформацию кузова и салона: по стойке лобового стекла, торцу рулевой колонки и положению педалей сцепления и тормоза. Максимально возможное количество баллов — 16, высшая оценка в звёздах — четыре. То есть по четыре балла на звезду.

Ноль звёзд

ВАЗ-2107

Мы сознательно не включаем в подборку ряд российских авто­мобилей с нулевым или околонулевым рейтингом, так как их уже редко встретишь на дороге. А если и встретишь, то в состоянии «утиль» — речь про модели, чей выпуск завер­шился более 10 лет назад. И даже те немного­численные шансы уцелеть в них, что были когда-то, уже давно съедены коррозией.

Но автомобиль с абсолютным антирекордом ARCAP — ВАЗ-2107. Испытанный в 2001 году, он выпускался аж до 2012 года, и теоретически на дорогах ещё есть экзем­пляры в сносном состоянии. И хотя абсолютная безопасность вряд ли была главным приоритетом конструкторов, создававших «семёрку», ноль баллов (именно баллов, а не звёзд) — удручающий результат.

-2

Состояние манекенов показало, что в безопасности находятся лишь ноги пассажира — это единственная «зелёная» зона. При этом рёбра пассажира, в соответ­ствии с показаниями специального датчика, были сломаны, а голова сильно ударилась о переднюю панель.

У водителя уцелели только голени («достаточная» и «удовлетвори­тельная» степени для левой и правой соответ­ственно), все остальные части тела обоих манекенов — в «красной», то есть максимально травмо­опасной зоне. Исключение составила грудная клетка водителя, но и там оценка едва-едва стала «слабой» вместо «плохой».

Дверной проём со стороны водителя сузился на 285 милли­метров, передняя стойка приняла отрица­тельный наклон, педали сместились на 270 милли­метров в салон, «уехал» и вывернув­шийся на 90 градусов руль, одно­временно успев подставить под кадык водителя нижнюю часть обода.

ВАЗ-21213

Почти так же плохи дела у «Нивы», которая, как вы прекрасно знаете, до сих пор на конвейере — уже больше 40 лет! Проведённое в 2002 году испытание показало, что кузов внедорожника значительно прочнее, чем у «семёрки». Деформация передней части была не настолько пугающей, чему поспособ­ствовали и брусья безопасности в дверях, отсутство­вавшие у 2107.

Но шансов уцелеть всё равно крайне мало. В «зелёной» зоне оказались только левая бедренная кость пассажира и правая голень водителя, а ещё в границы допуска попали шеи людей: худо-бедно от хлыстовых травм Лада защищает.

-4

Вместе с тем верхняя челюсть манекена-водителя встретилась с ободом сильно задрав­шегося вверх руля, что в реальной жизни означает как минимум выбитые напрочь зубы. Впрочем, вдаваться в подроб­ности необязательно: оценка всё те же ноль баллов.

УАЗ Патриот

Оценка по итогам краш-теста — 2,7 балла из 16 возможных, полученные за удовлетвори­тельную защиту груди пассажира и ног водителя. В относи­тельной безопасности оказались и ноги пассажира.

-6

В остальном — оторванный от рамы кузов, смятый пол, серьёзное смещение руля и педалей. Жизнь «водителя» оказалась под угрозой из-за удара головой и потенци­ального перелома позвоноч­ника, а манекен-пассажир и вовсе получил удар головы смертельной силы о поручень на передней панели (его убрали через пару лет после испытания в 2010-м).

Другое дело — «Патриот» после масштабного обновления в 2016 году. Усиления передней части кузова, дополни­тельные точки крепления к раме, более продуманная рулевая колонка, травмо­безопасная передняя панель и… фронтальные подушки безопас­ности вкупе с пред­натяжителями ремней!

УАЗ Патриот 2016
УАЗ Патриот 2016

А результаты краш-теста 2017 года такие: кузов остался на раме, но вновь раскурочен пол, а руль взлетел вверх с такой силой, что одно­временно разбил лобовое стекло и «сломал» манекену шею нижней частью обода. Несмотря на подушку безопас­ности! Зато всё весьма неплохо с манекеном-пассажиром, спасибо подушке и пред­натяжителю. Все части тела — в «зелёной» или «жёлтой» зонах. В итоге у современного «Патриота» 5,3 балла и одна звезда из четырёх возможных.

Одна звезда

ВАЗ-2114

Логично переходим к тем автомобилям, которые тоже справились хотя бы на одну звезду. Первый — ВАЗ-2114, выпускав­шийся до 2013 года и получивший в 2004-м3,2 балла из 16. Среди относи­тельных успехов — удар «водителя» лицом несмертельной силы (впрочем, баллы всё равно снимаются за отсут­ствие подушки и сам факт удара, поэтому голова попадает в «красную» зону), удовлетвори­тельное состояние грудной клетки и допустимая нагрузка на шею. Манекену-пассажиру и вовсе «достался» только несильный удар головой о край передней панели.

Но в остальном хэтчбек 2114 справился хуже «девятки»-предше­ственника. По мнению экспертов, во многом из-за отсутствия прежней алюминиевой балки внутри бампера, которая при столкно­вении играла роль распределяющего энергию удара элемента.

-8

Плюс, у водительского сиденья 2114 не выдержала одна салазка, что усугубило положение манекена, сдвинув правую часть тела вперёд. Это, в сочетании с подныри­ванием тела под переднюю панель, серьёзно деформиро­ванным полом и сильным смещением педалей (300 милли­метров назад у педалей сцепления и тормоза), почти не оставляет шансов уцелеть ногам водителя.

Lada Kalina

Второй автомобиль с единственной звездой — «Калина» первого поколения, которая выпуска­лась до 2013 года, а значит, попадает в нашу выборку (современная модель тоже будет, но уже в числе «хорошистов»). Краш-тест проводился в 2005-м, с машиной без подушек безопас­ности — в то время «Калину» с эйрбэгами и пред­натяжителями ещё только испытывали на АвтоВАЗе с прицелом на экспорт.

Результаты следующие: кузов четырёхдверки в целом неплохо выдержал удар, и даже пол под ногами водителя остался относительно ровным. Обошлось также без критических смещений педалей и руля.

-10

Однако «водитель» очень сильно ударился головой о руль, повредив при этом шею; высокой оказалась степень воздей­ствия на грудную клетку. Опасные перегрузки для головы и груди испытал и манекен-пассажир. Итог: 5,6 балла из 16. Последо­вавшие испытания АвтоВАЗа машины с подушками безопасности и преднатяжителями улучшили результат до 8,4 балла.

Две и три звезды

Lada Granta

«Гранта» открывает список российских авто­мобилей с результатами выше среднего: 8,4 балла из 16 и две звезды! Спасибо водительской подушке безопас­ности и… появлению марки Datsun на нашем рынке. Дабы не портить заранее репутацию модели on-DO на базе «Гранты», менее чем за год до старта производства было решено внедрить эйрбэг в отече­ственную новинку. И заработать неплохую оценку по краш-тесту.

На тесте 2012 года получилось следующее: калиновский кузов «Гранты» показал себя так же неплохо, включая пол, рулевая колонка сместилась в пределах нормы и сработавшая вовремя подушка приняла голову манекена-водителя как положено.

-12

Ноги в общем тоже оказались в относительной безопасности, но на итоговое количество баллов повлияли травмо­опасные элементы пластика, образовав­шиеся после удара. Плюс (точнее, минус), результат подпортило и отсутствие подушки у пассажира.

«Калина Люкс» и «Гранта Люкс»

Уже безо всяких скидок достойные результаты в 2015 году показали «люксовые» версии Kalina (уже второго поколения) и Granta — 10,1 и 10,7 балла соответ­ственно: по три звезды каждой!

С двумя подушками безопасности (у каждой) и пред­натяжителями ремней безопасности. Поэтому никаких «красных» зон для пристёгнутых водителя и пассажира!

«Калина Люкс»
«Калина Люкс»

В обоих случаях были вычеты баллов за потерю структурной целостности кузова и за заметные, хоть и не такие пугающие, как, например, у «семёрки», смещения педалей и рулей.

«Гранта Люкс»
«Гранта Люкс»

В целом отличия между испытанными «Калиной»-универсалом и «Грантой» минимальны, что логично при единой структуре кузова и идентичных элементах безопасности.

Четыре звезды

Lada Vesta и Xray

Наконец, вершина рейтинга ARCAP и самые безопасные на сегодня отече­ственные авто­мобили. Начнём с «Весты», испытанной в 2016 году: 15,1 балла из 16 максимальных! К кузову нет практически никаких вопросов: стойка почти не изменила ни форму, ни положение в простран­стве, «клетка» салона тоже особо не пострадала.

Педали сдвинулись совсем незначительно, руль не приблизился к водителю, а напротив, ушёл внутрь передней панели благодаря специальной конструкции колонки. Смещения влево-вправо не случилось, а значит, голова «водителя» пришла ровно в центр подушки безопас­ности. Вычет 0,9 балла обусловлен превышающей «зелёную» нагрузкой на грудную клетку.

-15

Что до Xray, то в 2019 году была испытана его «внедорожная» Cross-версия. Результат чуть хуже, чем у «Весты»: 13,7 балла.

-16

Здесь тоже отмечено слегка превышающее безопасные значения воздействие на грудную клетку, а ещё — потенциальная травмоопасность рулевой колонки и риск травмы голеней.

Но наиболее видимое отличие, хоть и не повлиявшее на итоговый результат — менее крепкий кузов. После удара у автомобиля деформировался пол и даже поперечный усилитель под креслом водителя. Хотя никаких значительных последствий это не дало, а потому баллы не были сняты.

А также:

-18

Важные новости, интересные обзоры и сложные квизы — каждый день в Журнале Авто.ру

Авто
5,66 млн интересуются