Сколько звёзд и баллов за безопасность получали российские легковушки в испытаниях на безопасность
Недавний краш-тест фургона ВИС-2349, проведённый изданием «Авторевю» после аварии с участием актёра Михаила Ефремова, наглядно показал, насколько гремучий коктейль получился из не самой крепкой «Гранты», да ещё с нелёгкой надстройкой позади. Грузовичок провалил испытание, набрав всего 3,7 балла из 16 возможных! Мы решили вспомнить, какие результаты показывали в краш-тестах другие отечественные автомобили.
Серьёзные проверки на безопасность отечественным машинам устраивают нечасто. Поэтому в этой подборке мы использовали результаты краш-тестов ARCAP, которые с 1996 года проводит издание «Авторевю» по собственной методике. Это фронтальный удар автомобиля на скорости 64 км/ч о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием (удар передней частью с водительской стороны). В салоне — два манекена, подготовленных для такого рода испытаний.
После удара эксперты оценивают состояние манекенов и показатели их многочисленных датчиков, а также деформацию кузова и салона: по стойке лобового стекла, торцу рулевой колонки и положению педалей сцепления и тормоза. Максимально возможное количество баллов — 16, высшая оценка в звёздах — четыре. То есть по четыре балла на звезду.
Ноль звёзд
ВАЗ-2107
Мы сознательно не включаем в подборку ряд российских автомобилей с нулевым или околонулевым рейтингом, так как их уже редко встретишь на дороге. А если и встретишь, то в состоянии «утиль» — речь про модели, чей выпуск завершился более 10 лет назад. И даже те немногочисленные шансы уцелеть в них, что были когда-то, уже давно съедены коррозией.
Но автомобиль с абсолютным антирекордом ARCAP — ВАЗ-2107. Испытанный в 2001 году, он выпускался аж до 2012 года, и теоретически на дорогах ещё есть экземпляры в сносном состоянии. И хотя абсолютная безопасность вряд ли была главным приоритетом конструкторов, создававших «семёрку», ноль баллов (именно баллов, а не звёзд) — удручающий результат.
Состояние манекенов показало, что в безопасности находятся лишь ноги пассажира — это единственная «зелёная» зона. При этом рёбра пассажира, в соответствии с показаниями специального датчика, были сломаны, а голова сильно ударилась о переднюю панель.
У водителя уцелели только голени («достаточная» и «удовлетворительная» степени для левой и правой соответственно), все остальные части тела обоих манекенов — в «красной», то есть максимально травмоопасной зоне. Исключение составила грудная клетка водителя, но и там оценка едва-едва стала «слабой» вместо «плохой».
Дверной проём со стороны водителя сузился на 285 миллиметров, передняя стойка приняла отрицательный наклон, педали сместились на 270 миллиметров в салон, «уехал» и вывернувшийся на 90 градусов руль, одновременно успев подставить под кадык водителя нижнюю часть обода.
ВАЗ-21213
Почти так же плохи дела у «Нивы», которая, как вы прекрасно знаете, до сих пор на конвейере — уже больше 40 лет! Проведённое в 2002 году испытание показало, что кузов внедорожника значительно прочнее, чем у «семёрки». Деформация передней части была не настолько пугающей, чему поспособствовали и брусья безопасности в дверях, отсутствовавшие у 2107.
Но шансов уцелеть всё равно крайне мало. В «зелёной» зоне оказались только левая бедренная кость пассажира и правая голень водителя, а ещё в границы допуска попали шеи людей: худо-бедно от хлыстовых травм Лада защищает.
Вместе с тем верхняя челюсть манекена-водителя встретилась с ободом сильно задравшегося вверх руля, что в реальной жизни означает как минимум выбитые напрочь зубы. Впрочем, вдаваться в подробности необязательно: оценка всё те же ноль баллов.
УАЗ Патриот
Оценка по итогам краш-теста — 2,7 балла из 16 возможных, полученные за удовлетворительную защиту груди пассажира и ног водителя. В относительной безопасности оказались и ноги пассажира.
В остальном — оторванный от рамы кузов, смятый пол, серьёзное смещение руля и педалей. Жизнь «водителя» оказалась под угрозой из-за удара головой и потенциального перелома позвоночника, а манекен-пассажир и вовсе получил удар головы смертельной силы о поручень на передней панели (его убрали через пару лет после испытания в 2010-м).
Другое дело — «Патриот» после масштабного обновления в 2016 году. Усиления передней части кузова, дополнительные точки крепления к раме, более продуманная рулевая колонка, травмобезопасная передняя панель и… фронтальные подушки безопасности вкупе с преднатяжителями ремней!
А результаты краш-теста 2017 года такие: кузов остался на раме, но вновь раскурочен пол, а руль взлетел вверх с такой силой, что одновременно разбил лобовое стекло и «сломал» манекену шею нижней частью обода. Несмотря на подушку безопасности! Зато всё весьма неплохо с манекеном-пассажиром, спасибо подушке и преднатяжителю. Все части тела — в «зелёной» или «жёлтой» зонах. В итоге у современного «Патриота» 5,3 балла и одна звезда из четырёх возможных.
Одна звезда
ВАЗ-2114
Логично переходим к тем автомобилям, которые тоже справились хотя бы на одну звезду. Первый — ВАЗ-2114, выпускавшийся до 2013 года и получивший в 2004-м3,2 балла из 16. Среди относительных успехов — удар «водителя» лицом несмертельной силы (впрочем, баллы всё равно снимаются за отсутствие подушки и сам факт удара, поэтому голова попадает в «красную» зону), удовлетворительное состояние грудной клетки и допустимая нагрузка на шею. Манекену-пассажиру и вовсе «достался» только несильный удар головой о край передней панели.
Но в остальном хэтчбек 2114 справился хуже «девятки»-предшественника. По мнению экспертов, во многом из-за отсутствия прежней алюминиевой балки внутри бампера, которая при столкновении играла роль распределяющего энергию удара элемента.
Плюс, у водительского сиденья 2114 не выдержала одна салазка, что усугубило положение манекена, сдвинув правую часть тела вперёд. Это, в сочетании с подныриванием тела под переднюю панель, серьёзно деформированным полом и сильным смещением педалей (300 миллиметров назад у педалей сцепления и тормоза), почти не оставляет шансов уцелеть ногам водителя.
Lada Kalina
Второй автомобиль с единственной звездой — «Калина» первого поколения, которая выпускалась до 2013 года, а значит, попадает в нашу выборку (современная модель тоже будет, но уже в числе «хорошистов»). Краш-тест проводился в 2005-м, с машиной без подушек безопасности — в то время «Калину» с эйрбэгами и преднатяжителями ещё только испытывали на АвтоВАЗе с прицелом на экспорт.
Результаты следующие: кузов четырёхдверки в целом неплохо выдержал удар, и даже пол под ногами водителя остался относительно ровным. Обошлось также без критических смещений педалей и руля.
Однако «водитель» очень сильно ударился головой о руль, повредив при этом шею; высокой оказалась степень воздействия на грудную клетку. Опасные перегрузки для головы и груди испытал и манекен-пассажир. Итог: 5,6 балла из 16. Последовавшие испытания АвтоВАЗа машины с подушками безопасности и преднатяжителями улучшили результат до 8,4 балла.
Две и три звезды
Lada Granta
«Гранта» открывает список российских автомобилей с результатами выше среднего: 8,4 балла из 16 и две звезды! Спасибо водительской подушке безопасности и… появлению марки Datsun на нашем рынке. Дабы не портить заранее репутацию модели on-DO на базе «Гранты», менее чем за год до старта производства было решено внедрить эйрбэг в отечественную новинку. И заработать неплохую оценку по краш-тесту.
На тесте 2012 года получилось следующее: калиновский кузов «Гранты» показал себя так же неплохо, включая пол, рулевая колонка сместилась в пределах нормы и сработавшая вовремя подушка приняла голову манекена-водителя как положено.
Ноги в общем тоже оказались в относительной безопасности, но на итоговое количество баллов повлияли травмоопасные элементы пластика, образовавшиеся после удара. Плюс (точнее, минус), результат подпортило и отсутствие подушки у пассажира.
«Калина Люкс» и «Гранта Люкс»
Уже безо всяких скидок достойные результаты в 2015 году показали «люксовые» версии Kalina (уже второго поколения) и Granta — 10,1 и 10,7 балла соответственно: по три звезды каждой!
С двумя подушками безопасности (у каждой) и преднатяжителями ремней безопасности. Поэтому никаких «красных» зон для пристёгнутых водителя и пассажира!
В обоих случаях были вычеты баллов за потерю структурной целостности кузова и за заметные, хоть и не такие пугающие, как, например, у «семёрки», смещения педалей и рулей.
В целом отличия между испытанными «Калиной»-универсалом и «Грантой» минимальны, что логично при единой структуре кузова и идентичных элементах безопасности.
Четыре звезды
Lada Vesta и Xray
Наконец, вершина рейтинга ARCAP и самые безопасные на сегодня отечественные автомобили. Начнём с «Весты», испытанной в 2016 году: 15,1 балла из 16 максимальных! К кузову нет практически никаких вопросов: стойка почти не изменила ни форму, ни положение в пространстве, «клетка» салона тоже особо не пострадала.
Педали сдвинулись совсем незначительно, руль не приблизился к водителю, а напротив, ушёл внутрь передней панели благодаря специальной конструкции колонки. Смещения влево-вправо не случилось, а значит, голова «водителя» пришла ровно в центр подушки безопасности. Вычет 0,9 балла обусловлен превышающей «зелёную» нагрузкой на грудную клетку.
Что до Xray, то в 2019 году была испытана его «внедорожная» Cross-версия. Результат чуть хуже, чем у «Весты»: 13,7 балла.
Здесь тоже отмечено слегка превышающее безопасные значения воздействие на грудную клетку, а ещё — потенциальная травмоопасность рулевой колонки и риск травмы голеней.
Но наиболее видимое отличие, хоть и не повлиявшее на итоговый результат — менее крепкий кузов. После удара у автомобиля деформировался пол и даже поперечный усилитель под креслом водителя. Хотя никаких значительных последствий это не дало, а потому баллы не были сняты.
А также:
- Как в 1970-х представляли автомобили, которые не боятся аварий
- Как советские машины продавали за границей, и чем они отличались