Найти в Дзене
Science & Future

Как думаете, кто первым применил метан в ракетных двигателях?

Недавно я имел сомнительное удовольствие вступить в дискуссию с одним из читателей по поводу того, кто же носит пальму первенства в создании и развитии ракетных двигателей на метане.

С ненавистниками «всего не нашего» и любителями лишний раз ввернуть в дискуссию «зато мы вообще-то были первыми» общаться непросто, но каждый раз есть надежда, что человеку интересны именно факты, ради которых он и начинает дискутировать.

Началось всё, как это часто бывает, с публикации, в которой говорилось, что «Роскосмос» слишком оттянул начало создания метанового двигателя, существенно отстав от зарубежных коллег.

У «урапатриотов» какой-то уникальный склад ума. К примеру, если раньше полетела ракета на двигателе конкурента (особенно, если это США), обязательно надо начать выяснять, кто первым высказал идею. Вспоминают всех, кого только можно, доходя до отца космонавтики, Константина Циолковского.

-2

Как только указываешь человеку, что те же американцы в этом деле были первыми, получая порцию оскорблений, вроде «подпиндосник», узнаёшь от настоящего патриота и «профессионала в ракетной технике», что «наши вообще-то делом занимаются, пока америкосы прототипы взрывают».

Сохраняя хладнокровие, говоришь человеку, что делать 20 лет демонстратор — это вообще-то ненормально. И на это есть ответ:

«Ну ты сравнил! Они вон бумажки свои просто так печатают, поэтому у них бюджет в десятки раз больше, а у нас постоянно проблемы с финансированием»

В общем, какие доводы не приводи, тебе «докажут», что SpaceX просто работу «Энергомаша» копирует, и не было бы никаких «Рапторов», если бы не Россия.

Но кто действительно был первым?

Ни SpaceX, ни даже «Энергомаш» с КБХА, само собой, не являются создателями двигателей на метане. Первым на ум приходит проект пилотируемого космоплана HL-42 времён середины 90-х, разрабатывавшийся на основе HL-20, который, в свою очередь, за прототип взял советский БОР-4, о котором я уже писал (ссылка в конце публикации).

Из отчёта © NASA 1994 года.
Из отчёта © NASA 1994 года.

Если уж на то пошло, то первыми были, собственно, отцы современной космонавтики — немцы. Герман Оберт, один из пионеров создания ракетной техники, математически обосновавший принципиальную возможность пилотируемой астронавтики, уже рассматривал метан в качестве топлива, но практически сразу отбросил эту идею. Преимуществ метан давал не много (на тот момент никто не думал ни об экологии, ни, тем более, о многоразовости), а вот возни c ним было существенно больше, чем, например, с керосином.

Тем не менее, Иоганн Винклер, ещё один из пионеров ракетной техники, не только заинтересовался этой идеей, но и построил ракету Hückel-Winkler I (HW I), двигатель которой работал на метане и жидком кислороде. 14 марта 1931 года HW I взлетела на 60 метров, вместо планируемых 500, перешла в горизонтальный полёт и упала в 200 метрах от места старта. Тем не менее, это был первый в Европе успешный запуск жидкостной ракеты.

Следующие 30 лет никто даже не думал о том, чтобы использовать метан в качестве топлива в ракетных двигателях. Тут, повторюсь, всё просто — относительно незначительный прирост удельного импульса никак не оправдывал возни с криогенной инфраструктурой, а об отсутствии сажи при его сгорании никто не задумывался — коптили, как говорится, с удовольствием.

А вот в середине 1960-х, когда всем было очевидно, что после Луны до полёта на Марс осталось совсем чуть-чуть, о метане вспомнили. Тут опять же, цель сама диктовала, какие технологии нужно развивать.

-4

Для экспедиций на Марс требовалось топливо, которое можно долго хранить в условиях космоса. Американские инженеры стали рассматривать пару метан-фтор. Опуская подробности создания, на основе неиспользованных водородных двигателей RL10 была создана модификация RL10A-1, которую приспособили для работы на паре фтор-метан.

Всего было проведено девять огневых тестов этого двигателя, в результате некоторых из которых были проведены дополнительные доработки. Суммарная продолжительность огневых испытаний составила 120 секунд, на протяжении 65 из которых давление в камере сгорания стабильно поддерживалось на уровне 13 атмосфер (200 psi). После тестов двигатель находился в хорошем рабочем состоянии.

В 1969 году инженеры Pratt & Whitney опубликовали отчёт, в котором было сказано, что нет никаких принципиальных технологических ограничений на пути к достижению расчётных 250 psi (17 атм.). Проект был закрыт, так как целью его, собственно, было выяснение именно этого факта.

Таковы исторические факты, друзья.

1. Отчёт инженеров Pratt & Whitney.

2. Отчёт NASA 1994 года «Доступ к исследованию космоса», в котором рассмотрены и двигатели на метане.

2. Советские космические разработки, которыми пользуются США, но не Россия.

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.

Авто
5,66 млн интересуются