Коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность знаний, опыта, качеств, способностей человека, позволяющую эффективно выполнять коммуникативные функции.
Профессиональная коммуникативная компетентность нотариуса – «это качественная характеристика субъекта профессиональной юридической деятельности, которая определяется как способность к целесообразному, в рамках поставленных профессиональных задач, процессуально регламентированному и не регламентированному взаимодействию, с учетом правовых норм и коммуникативных возможностей партнера, которая предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения».
Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность − это интегральное личностное качество, обеспечивающее возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада клиента, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица в процессе общения нотариуса и клиента.
Коммуникативная компетентность – это нравственно-психологическая категория, регулирующая всю систему отношений человека к социальному миру. Для коммуникативной компетентности характерна «высокая степень включенности эмоциональной сферы нотариуса в процесс коммуникации, которая проявляется в учете эмоционального состояния клиента, эмоционального воздействия, создания эмоциональной атмосферы доверия.
Коммуникативная компетентность выражается в гуманистической установке по отношению к клиенту и установке на социально-психологическую активность».
Итак, в профессиональной деятельности нотариуса диалог с клиентом должен быть построен на принципах взаимного уважения и сотрудничества. Для этого нотариус как специалист должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, которая позволяет реализовывать в профессиональном общении с клиентом тактику и стратегию бесконфликтного общения.