Всем привет!
Первые автомобили предназначались исключительно для избранных людей, но как только появились первые и совсем простые «автомобили для всех», то они своей популярностью быстро затмили люксовые модели. Я уже писал на канале о самом массовом в мире «народном» автомобиле Volkswagen «Жук», и с ним можно познакомиться здесь. А сегодня я расскажу о первопроходце среди дешевых автомобилей – американском Ford Model T.
На момент появления нашего героя – 1908 г. – автомобили были большой редкостью, к тому же инфраструктура для их обслуживания была не развита от слова «совсем». Знаменитый американский машиностроитель Генри Форд, запуская в производство «народный» автомобиль, шел на очень большой риск. Тем не менее, он не сходил с выбранного пути, в 1903 г. организовав собственную автомобильную компанию, где и начал экспериментировать с первыми компактными автомобилями, давая им буквенные индексы в алфавитном порядке. По ходу опытов специалисты фиксировали все недостатки предыдущих моделей и пытались их устранить, пока не добрались до модели Т.
Современный человек назвать подобное транспортное средство автомобилем не может, а в те времена конструкция Ford-T, или как его еще прозвали, «жестяной Лиззи», считалась прогрессивной.
В первую очередь заводчане старались создать простой и надежный мотор, в результате чего получился агрегат, заводившийся с помощью рукоятки внизу спереди, занимавший объем 2,9 л и развивавший 22 л.с. Его главной бедой стало отсутствие насоса: топливо текло самотеком, и часто на подъемах автомобиль глох. Зато двигатель мог работать и на некачественном бензине, и на керосине, и на этаноле.
Салон нашего героя так же прост, как и внешний вид, и двигатель. Полное отсутствие приборов, тяжелый руль, рычаг 2-ступенчатой коробки передач, рычаг газа на рулевой колонке (!) и педаль заднего хода по центру – вот основные атрибуты салона первого «автомобиля для всех»:
Первое время Ford-T собирались вручную, лишь в 1913 г. запустилось конвейерное производство автомобилей. Благодаря этому снизилась себестоимость «Лиззи»: если первые автомобили стоили 850 долларов, то к 1916 г. этот показатель удалось уменьшить до 360 долларов, а это была средняя годовая зарплата рабочего.
В то же время объемы производства стремительно наращивались. Когда многие американцы «пересели на колеса», Ford-T стали производиться в Европе и даже в Австралии. Среди обилия «жестяных Лиззи» стали встречаться самые разные модификации, среди которых фаэтоны:
Двухместные купе:
И даже пикапы:
А также на базе модели Т была создана отдельная модель легкого грузовика Ford-TT, но эта машина уже освещалась на нашем канале, и к ней можно вернуться здесь.
Кстати, а почему у Ford-T самым популярным цветом был черный? Такое решение тоже было принято путем проб и ошибок: проводились эксперименты с покраской автомобилей в разные цвета, в итоге фирма пришла к выводу, что черная краска быстрее сохнет, а это означает ускорение схода автомобиля с конвейера.
Ford-T выпускался до 1927 г., и за это время стал самым популярным автомобилем в мире: всего было выпущено свыше 15 млн таких машин. Прошел почти век с момента прекращения их производства, но даже сегодня встречаются музейные экземпляры этой легенды:
Такую машину, конечно же, не могли не упустить из виду создатели знаменитых «Тачек», причем они даже не заморачивались и дали этому персонажу имя Лиззи:
Ford Model T, или «жестяная Лиззи» - первое в мире воплощение «народного автомобиля», показавшее, что если не бояться экспериментировать и постоянно вносить изменения в выпускаемую продукцию, можно многого добиться. А многочисленные цитаты создателя этой машины – Генри Форда – тоже пошли в народ и стали для других предпринимателей настоящими лозунгами.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!