***
Не влезай в будущее! Классика боевой фантастики 90-х по роману Р. Шекли.
(Freejack, 1992, США)
Как часто приходится слышать: ну почему Голливуд (сегодня еще и Netflix) все время снимает не пойми какую фантастику без роду и племени! Ведь есть же много писателей-классиков со знаменитыми произведениями, которые прямо-таки сами просятся на большой экран! Почему же к столь достойному литературному багажу кинематографисты обращаются крайне редко, предпочитая выдумывать свои истории, заведомо проигрывающие классикам в качестве и интересности?
Вопрос резонный.
И один из известных ответов на него был дан в 1992 году, когда с американского киносборочного конвейера сошел "Freejack" Джефа Мерфи ("Молодые стрелки 2", "В осаде 2") - экранизация дебютного и одного из самых известных романов Роберта Шекли "Immortality Inc".(1958; тот случай, когда официальное российское название удачное и правильное).
Понятно, что снимали "Корпорацию" не строго по тексту книги, а адаптировали её суровую философию для рядового хрустителя попкорна. Заодно сжали временной промежуток сюжета с полутора веков, как у Шекли, до 18 лет. И теперь его главный герой, которого переименовали в Ферлонга (Эмилио Эстевес) и сделали автогонщиком, переносился из 91-го всего лишь в 2009-й. Который в представлении творцов "Freejack" сильно отличался от того 2009-го, что мы с вами лицезрели своими глазами какую-то дюжину лет назад.
Прежде всего в этом мире будущего сгинул весь средний класс, а остались одни шибко богатые и непреодолимо бедные. Ну и ещё те, кто бдительно защищал первых от вторых, поскольку жить дружно и в обнимку они почему-то не хотели.
Вдобавок найти здорового человека в 2009-м было настолько сложно, что ради этого кое-кто даже изобрел... машину времени! Правда, включали в розетку её только те, чьи кошельки были толстыми, желания - законом, а власть в новом мире - практически безграничной.
С помощью этой "машины" и был заброшен в будущее гонщик Ферлонг. Которого ловко похитили прямо с трассы за миг до того, как он должен был протаранить преграду и отправиться в свою гоночную Вальгаллу.
Однако отправился он не туда, а сквозь время аккурат на стол научной лаборатории. Где в его здоровое тело решили вселить отнюдь не здоровый дух - он там и так был, - а сознание некоего миллиардера. Чье собственное тело уже свое отработало, однако все еще ясный ум дедушки отнюдь не собирался на утилизацию.
Вот такая, понимаешь, случилась темпорально-биологическая рокировочка, согласие на которую у Ферлонга, разумеется, никто не спрашивал.
Ну а дальше как обычно вдруг что-то пошло не так.
Пока "лаборанты" расчехляли свои лазеры, неблагодарный Ферлонг взял и удрал. И айда бегать зигзагами по загадочному для себя миру, пытаясь выяснить, кому он, звезда-спортсмен-красавец, вдруг перешел дорогу, из-за чего его так высокотехнично подставили.
А за Ферлонгом, естественно, побежало не только "Динамо" и "Трудовые резервы", но и все, кто только мог шевелить ногами, ведь награду за его поимку объявили крайне аппетитную.
Увы, но сегодня, спустя почти 30 лет, жесткий коммерческий провал "Корпорации" видится абсолютно закономерным. Ибо в сравнении с вышедшими примерно в то же время, другими фантастическими работами вроде "Терминатора 2", "Парка Юрского периода", "Разрушителя", "Вспомнить все", "Патруля времени" или "Универсального солдата", картина Мерфи была пусть тоже качественно снятой, но местами слишком уж скучной и бедной на антураж. А таких мест в ней было слишком уж много.
Вдобавок Эмилио Эстевез с его постоянно выпученными глазами и невыразительным лицом и близко не тянул на харизматичного героя боевика. Даже Мик Джаггер, великий музыкант, но так себе актер, и тот играет здесь гораздо ярче и запоминается лучше, даром что он лишь на вторых ролях.
***
В общем, не знаю, как вам, но для меня при пересмотре сегодня "Корпорации" вся магия и обаяние эпохи VHS из нее улетучились бесследно.
А остался лишь довольно серый и скупой на интересности, фантастический боевик. Ярких сцен в котором раз-два и обчелся, а спецэффекты и по тем временам устарели лет на 10. Даже у снятого в том же 92-м за гораздо меньшие деньги, "Универсального солдата" они выглядели круче.
Впрочем, ныне "Корпорацию" можно найти в Сети в хорошо оцифрованном виде, и если у вас вдруг появится желание ее пересмотреть, хотя бы в плане четкости изображения она вас не разочарует.
Однако, как по мне, пойти и перечитать Шекли было бы на вашем месте куда более разумным времяпрепровождением.