("Разрушитель", Demolition Man, 1993, США)
Вот так сразу и не скажешь, когда художник раздражает более всего: когда произносит своё коронное "Я художник! Я так вижу!", или когда он ошарашивает вас заявлением "Я тут сотворил шедевр, но мне эта работа теперь не интересна. Пойду искать себя дальше".
Само собой, что вторая ситуация с художниками происходит гораздо реже. Но именно так поступил итальянец Марко Брамбилла, сняв в Голливуде один из самых ярких и озорных фантастических боевиков 90-х "Разрушитель". Которому и со звездным составом крайне повезло, и в прокате он проявил себя вполне достойно.
А что же Марко? Бросился развивать свой успех, так, что аж кеды задымились?
Да если бы!
Отметившись еще разок в Америке скромной криминальной комедией "Лишний багаж" и мини-сериалом "Динотопия", после этого Брамбилла и вовсе махнул на "всю эту фигню" рукой. И вернулся к своим по-настоящему любимым занятиям: съемке клипов, художественной фотографии и видео-арту.
Ну вот такой он художник и так он видит, что тут еще сказать?
Между тем сама фамилия Марко красноречиво намекала, что снимать боевики, где всё бомбило бы, рубило и било - его призвание. А в случае с "Разрушителем" зрителю подсунули не просто очередной махач хороших парней с плохишами в футуристическом антураже. Дебют Брамбиллы-кинорежиссера внезапно для всех поклонников боевиков в целом и Сталлоне/Снайпса в частности оказался... первоклассной сатирой. Которая настолько лихо оттопталась на уже заметной в 90-е, передозировке воинствующего гуманизма в обществе, что картина мгновенно была растерзана на цитаты.
А уж сколь едко и метко она высмеивает все эти типа-ценности сегодня, когда они местами и впрямь доведены до абсурда, тут "Разрушитель" не иначе как пророческим не назовешь. Тем более до обыгранной в нём даты - 2032 года, - осталось не так уж много времени.
С одной стороны, жаль, что Джеки Чан отказался изображать в "Разрушителе" главгада, противника героя Сталлоне - ну очень яркую роль упустил. С другой стороны, Уэсли Снайпс тоже идеально вписался в этот эксцентричный злодейский образ. И сыграл, пожалуй, едва ли не лучшую - а, может, даже лучшую, - роль в своей карьере.
Да и Сильвестр Фрэнкович, чего уж там, искрит ядреной иронией так, что при взгляде на него сам Кобра от зависти поперхнулся бы своей спичкой. К тому же здесь Слаю выдали в экранные напарницы не фанерную фотомодель, а будущую оскароносицу Сандру Буллок - тот ещё мини-ураган в женском обличье.
Сначала, правда, по меркам 1993-го сюжет улетает в будущее недалече - всего-навсего в 1996-й. Где, по мнению авторов, Лос-Анджелес должен был утонуть в разгуле криминального насилия. Такого, что из-за него пришлось даже легендарное "лекарство" Мэриона "Кобру" Кобретти переименовать в Джона Спартана (Сталлоне). А также разжаловать его в сержанты, напялить на него спецназовский берет и отучить от негигиеничной привычки грызть продукцию Барнаульской спичечной фабрики.
Увы, но даже столь радикальная смена имиджа Кобре не помогла. И когда его охота за террористом Саймоном Фениксом (Снайпс) обернулась гибелью заложников, к сроку в криогенной тюрьме - читай к полной заморозке, - приговорили не только Феникса, но и Спартана. Аж на целых 70 лет - вот тебе и "спасибо за службу, товарищ сержант!".
Впрочем, отмотать весь свой ледяной срок Спартан не успел - только половину. Потому что был неожиданно разморожен, натерт спиртом и приведен в чувство в 2032 году. По, казалось бы, парадоксальной причине: ему приказали... поймать Саймона Феникса! Опять! И, желательно, на сей раз без мертвых заложников и разрушенных городских кварталов.
Шта-а?!
Не шта, а так надо! Ибо Феникс сумел каким-то невероятным макаром сбежать даже из криогенной тюряги, прикинь! И теперь вновь бегал на свободе, творил уголовный беспредел направо и налево.
Погодите, а при чем тут Джон? В этом вашем будущем что, полицию уже отменили?
Нет, конечно. Однако кхм.., короче, есть нюанс...
Здесь-то в "Разрушителе", что до сей поры прикидывался обычным фантбоевиком со Слаем, и попрёт самое интересное. А сам фильм раскрывается перед зрителем уже во всей своей полноценной красе и сатирической мощи. Ведь оказывается, что сверхгуманизированный Сан-Анджелес (объединенные в агломерат, Сан-Франциско и Лос-Анджелес), 2032 года попросту забыл, что такое криминальный "жесткач", и как с ним бороться. И единственный, кто мог теперь обуздать Феникса, был такой же троглодит, матерщинник и бузотёр Спартан. Этакая брутальная отрыжка из 90-х, от чьих выходок высокодуховные люди 2030-х едва ли не падали в обморок. Но куда деваться, если на решительную просьбу "Ну пожалуйста, не надо грабить, убивать и насиловать!" Саймон не реагировал, а волшебные пендели таким, как он, в Сан-Анджелесе раздавать давно разучились...
***
В общем, редчайший и, главное, чертовски удачный гибрид фантастики, боевика и мастерской сатиры. Где что ни диалог или ситуация, то неизменно целый букет остроумных цитат и пародийных отсылок (включая дежурную шутку Слая про Шварца, разумеется). Что в нашу эпоху тотального разгула комиксятины и политкорректного экшена пересматривается с вдвойне приятным ностальгическим кайфом. Особенно в олдскульном переводе Гаврилова, хотя, конечно, эта опция уже для самых упертых "ностальгёров" по 90-м.
Короче говоря, и тогда было актуально и круто, и сегодня ничуть не меньше, поскольку хоть не все, но многие пророчества "Разрушителя" продолжают, увы, зловеще сбываться.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):