Найти тему

Последние атаки аргентинской боевой авиации на британские войска 13-14 июня 1982 года

Приветствую уважаемых читателей моего канала. В продолжение темы конфликта Аргентины и Великобритании в Южной Атлантике 1982 года я поначалу хотел написать о заключительных боях между аргентинскими и британскими войсками 13-14 июня – на горе Тамблдаун, высотах Уайрлесс Бридж, Саппер и тд, но решил с этим немного повременить и коснуться темы последнего дня работы аргентинской авиации в конфликте.

Ранее я уже не раз писал об успешных и неуспешных действиях самолетов аргентинских ВВС и ВМС, в том числе на примерах достижения аргентинскими пилотами некоторых целей.

"Скайохок" ВВС Аргентины в полете.
"Скайохок" ВВС Аргентины в полете.

Дальнейшие события и в целом итог войны продемонстрировали, что даже профессионализм и личная храбрость аргентинских пилотов в целом оказались фактором, хоть и заслуживающим уважения, но, не повлиявшем на исход боевых действий. Фактором, возможно оказавшим влияние на сроки завершения войны, но не на ее результат.

Превосходство британцев в организации в целом, в методологии, логистике, качестве планирования и реализации поставленных задач и достижения целей нивелировали положительные качества аргентинских пилотов.

Кроме того, часто авторы, фокусирующиеся на успехах аргентинских летчиков, игнорируют важный момент – какой ценой эти успехи достигались, какие потери понесли аргентинские пилоты ВВС и ВМС в человеческих жизнях прежде всего, а также в уничтоженной и выведенной из строя технике. Когда, как говорится, с холодным сердцем и чистым разумом (свободным от «ненависти к наглосаксам» и любви к «храбрым аргентинцам») анализируешь эти успехи, то можно определенно считать их «пирровыми».

За войну аргентинские ВВС и ВМС, по различным данным, лишились только в боевых вылетах 76 самолетов, из которых 45 боевых машин были сбиты зенитными ракетами, 31 самолет аргентинцы потеряли в воздушных боях. Это не считая 30 самолетов, в основном штурмовиков FMA IA 58 "Пукара", уничтоженных британцами на земле. Наибольшие потери понесли "Скайхоки" - 45 самолетов, более половины из задействованного парка машин этого типа.

Аргентинский "Даггер"  над Восточным Фолклендом. 1982 год.
Аргентинский "Даггер" над Восточным Фолклендом. 1982 год.

Людские потери эскадрилий ВВС и ВМС составили 55 пилотов. Надо отметить, что погибшие были профессионалами, на обучение и подготовку которых требовались годы. Таким образом, Мальвинская (Фолклендская) война, всего за 74 дня нанесла боевой авиации Аргентины огромный, без преувеличения, ущерб, который, на мой взгляд, не могли компенсировать никакие потопления двух эсминцев, двух фрегатов, авианесущего транспорта и десантного корабля.

Большие потери в пилотах и авиатехнике, в купе с ухудшившимися погодными условиями, стали, на мой взгляд, ключевыми факторами слабой активности и малой эффективности работы аргентинской боевой авиации ВВС и ВМС по высадившимся на Восточном Фолкленде британским войскам.

Тем не менее, после серии поражений аргентинских войск на внешнем рубеже обороны Пуэрто Архентино (Порт Стенли), а именно - захватом британскими частями укрепленных позиций аргентинцев на горах Харриет, Ту Систерс и Лонгдон, командование аргентинской группировки «Мальвинские Острова» запросило экстренной воздушной поддержки у штаба Вооруженных сил республики на континенте.

Аргентинский губернатор Мальвинских (Фолклендских) островов – бригадный генерал Марио Бенхамин Менендес даже просил разрешения у президента страны Леопольдо Гальтиери, начать переговоры о прекращении огня. Руководство хунты в Буэнос-Айресе ответило на просьбы Менендеса категорическим отказом.

Звено аргентинских "Скайхок" в боевом вылете.
Звено аргентинских "Скайхок" в боевом вылете.

От Менендеса требовали продержаться еще трое суток (72 часа). Чем был обусловлен такой срок – точно неизвестно. Британские источники по войне относят подобное решение военного комитета Аргентины во главе с Леопольдо Гальтиери потерей адекватности последнего. Яко бы аргентинский лидер цеплялся за иллюзорные возможности положительного результата переговоров, которые вели аргентинские дипломаты с американской администрацией и в комитетах ООН. В более непредвзятых статьях и работах по данной теме указывается, что срок в 72 часа был выбран аргентинцами не случайно. Хунта заканчивала переговоры о закупках и поставках в Аргентину новой партии ПКР «Экзосет» разных типов базирования (как на самолетах, так и на кораблях) через «третьи страны», в посредниках указывались Югославия и Китай.

Ожидалось, что аргентинским дипломатам, удастся в ближайшие дни договориться о хотя бы частичном снятии санкций США и их партнеров по НАТО, размораживании контрактов и банковских счетов. Добиться этого аргентинцы старались путем надавливания на уязвимые (с точки зрения аргентинского руководства) места администрации президента США Р. Рейгана. Например, акцентом на участии аргентинских спецслужб и эскадронов смерти в борьбе с марксизмом и коммунизмом в центральной и южной Америках.

Хунта ожидала, что при ухудшении погодных условий, резком похолодании, усилении ветра и осадков, британский десант окажется в тяжелом положении – усложнится подвоз боеприпасов, провианта, теплых вещей, ухудшится поддержка британских десантников со стороны флота. По мнению хунты, аргентинские войска на островах были подготовлены к зиме и в более лучшем состоянии, чем британский десант.

Аргентинский "Даггер" на взлете
Аргентинский "Даггер" на взлете

В итоге Менендесу обещали решить вопрос с улучшением снабжения войск на островах и активную поддержку с воздуха, а руководству оперативного командования группы ВВС «Юг» (Sur) было приказано нанести удары по высадившимся британским войскам.

Группа ВВС «Юг» очевидно уже имела готовые планы нанесения ударов, однако их осуществлению в полном объеме мешали состояние техники и людей – пилотов с учетом понесенных потерь и усталости летного состава. Ухудшившиеся погодные условия усложняли подлет к целям, увеличивали расход топлива и сокращали время для полетов над островами, усиливая нагрузку на воздушных заправщиков. Установка британцами систем ПВО на всем протяжении коммуникаций высадившихся наземных сил, в купе с курсирующими невдалеке дозорами кораблей значительно повышали риск потерь для итак изрядно поредевших эскадрилий ВВС и ВМС.

Тем не менее командование ВВС отреагировало на приказ Буэнос – Айреса.

Еще вечером 12 июня и в ночь на 13 июня (в 00.20) с авиабазы Рио-Гальегос поднимались два звена бомбардировщиков «Канберра», однако эти вылеты закончились безрезультатно – первое звено вернулось на базу из-за ухудшения погодных условий, второе – из-за выхода из строя навигационного оборудования одного из бомбардировщиков.

Утром 13 июня два звена штурмовиков А-4В «Скайхок» из 5-й истребительной авиагруппы, по четыре самолета в каждом, взлетели с авиабазы Сан-Хулиан и двинулись к Восточному Фолкленду.

Первая четверка с позывным «Нене», велась капитаном Антонио Ф. Силайей. Второе звено с позывным «Чиспа» шло под руководством капитана Карлоса М. Варелы. Каждый из «Скайхоков» нес по три 500-фунтовые бомбы. Звено «Нене» капитана Силайи отбомбилось по британской автоколонне в районе горы Ту Систерс. Плохие погодные условия и опасность быть сбитыми наземными системами британских ПВО сделали свое дело – аргентинцы произвели бомбометание не точно. По некоторым сведениям в одной из машин находились командующий наземными силами британцев в войне – генерал Джереми Мур и командир 3-й бригады коммандос генерал Джулиан Томпсон, так что успешная бомбардировка могла лишить британские наземные войска командования. Но этого не произошло. Произведя бомбометание «Скайхоки» легли на обратный курс, по пути расстреляв из пушек звено британских вертолетов «Си Кинг», однако тоже безрезультатно.

Аргентинский "Мираж" в боевом вылете в июне 1982 года.
Аргентинский "Мираж" в боевом вылете в июне 1982 года.

Второе звено «Скайхоков» - «Чиспа» нанесло бомбовые удары по расположению временного лагеря из сборных домиков, сооруженного для руководства британскими наземными войсками у северного склона Ту Систерс. Бомбы также легли в отдалении от британцев и не причинили вреда. Это звено тоже благополучно вернулось на авиабазу Сан-Хулиан. При возвращении «Скайхоки» звена «Чиспа» атаковали попавшиеся им на пути вертолеты «Си Кинг», более удачно чем их коллеги из звена «Нене» – две британские машины получили повреждения, хотя обошлось без потерь.

Еще один налет на британцев совершило звено «Даггеров» из 6-й истребительной авиагруппы, поднявшихся в 15.15 с авиабазы Рио-Гальегос. Первоначально в небо поднялись два звена самолетов. Полет продолжило пять истребителей-бомбардировщиков. Первое звено должно было атаковать британцев на горе Лонгдон, однако из-за ухудшившейся погоды задание первого звена было прервано- два «Даггера» пилотируемые капитаном Карлосом Маффейсом и Даниэлем Валенте свернули миссию.

Второе звено «Даггеров» под названием «Гаучо» во главе с капитаном Норберто Димельо продолжило выполнение задания, однако в условиях ухудшившейся погоды сбилось с пути, из-за чего тоже вынуждены были повернуть к континенту. Впрочем, перед возвращением аргентинские пилоты успели погоняться за противолодочным вертолетом «Линкс» с эсминца «Кардиф». Пилотировавший вертолет лейтенант королевских ВМС Кристофер Клейтон сумел активно маневрируя уйти от аргентинцев, которые имея ограниченное время из-за высокого расхода топлива вскоре оставили британскую машину в покое. Все «Даггеры» благополучно вернулись на авиабазу.

Аргентинский "Даггер" в небе над Восточным Фолклендом в июне 1982 года.
Аргентинский "Даггер" в небе над Восточным Фолклендом в июне 1982 года.

Еще одну атаку с воздуха на британцев попытались совершить два звена «Даггеров» с авиабазы Рио-Гранде. Звенья «Вулкан» и «Зевс» под командованием капитанов Роберто Ханетта и Карлоса Роде поднялись в 15.15 дня с целью уничтожить британские орудия в районе Порт-Харриет, что ослабило бы натиск британской артиллерии на аргентинские позиции второго эшелона обороны Пуэрто Архентино (Порт Стенли). Однако получив информацию, что на перехват им вылетели два звена британских «Си Харриер» аргентинцы предпочли уйти на базу.

Параллельно с указанными выше звеньями «Даггеров» с авиабазы Рио-Гальегос в 15.15. вылетело на боевое задание звено «Тритон» истребителей «Мираж» III–EA 8-й истребительной авиагруппы. Звено состояло из двух истребителей, пилотируемых капитанами Карлосом Арнау и Гийермо Бальестеросом. «Миражи» должны были прикрыть Пуэрто Архентино от возможных атак британских бомбардировщиков, но звено получило приказ свернуть миссию еще до того как достигло Восточного Фолкленда. Обе машины успешно вернулись на авиабазу Рио-Гальегос.

Вечером 13 июня еще одно звено «Миражей» под позывным «Плутон» во главе с майором Хосе Санчесом вылетело с авиабазы Рио-Гальегос для прикрытия атаки пары бомбардировщиков «Канберра» под позывным «Вако» на британский 29-й артиллерийский дивизион коммандос в районе Порт-Харриет. Бомбардировщики несли по паре 1000-фунтовых бомб с заданием уничтожить британские батареи, досаждавшие аргентинским наземным войскам. Около 23.00 вечера одна из «Канберр» была сбита на высоте 13 тысяч метров ракетой «Си Дарт» с эсминца «Эксетер», пилот – капитан Роберто Пастран сумел катапультироваться вблизи береговой линии, но в итоге попал в плен к британцам. Штурман – капитан Фернандо Касадо погиб.

Звено аргентинских "Миражей" в Фолклендском конфликте.
Звено аргентинских "Миражей" в Фолклендском конфликте.

Второму бомбардировщику удалось сбросить бомбы на позиции британцев. Несмотря на то, что бомбы легли недалеко от намеченных целей и обе взорвались, британцы не понесли никаких потерь.

Оба «Миража» и оставшаяся «Канберра» также были обстреляны с британских кораблей «Эксетер» и «Кардифф», но смогли избежать попадания ракет и после полуночи вернулись на базу.

Во второй половине дня погода в районе островов значительно ухудшилась из-за чего аргентинцам пришлось отказаться от большинства запланированных массированных воздушных атак, отложив их до улучшения погоды.

Слабая активность и нерезультативные действия аргентинских ВВС и авиации ВМС позволили британцам подтянуть резервы, вооружение и боеприпасы к передовой для того, чтобы уже следующей ночью предпринять решительный натиск на второй – внутренний контур аргентинской обороны вокруг Пуэрто Архентино, прежде всего атаковать гору Тамблдаун.

***************

Я благодарю читателей за внимание и поставленные лайки, необходимые для развития канала. Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.

Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:

Аргентинцы и британцы в жесточайшем сражении на земле Фолклендских островов 12 июня 1982 года

Сражение на горе Лонгдон. Самая ожесточенная битва Фолклендской войны. Британские парашютисты против аргентинской пехоты

Атака на эсминец «Глэморган» - последний удар аргентинцев по британским кораблям, увенчавшийся успехом

Бой за гору Ту Систерс, вторая схватка британских морпехов с аргентинскими пехотинцами

Бой за гору Харриет, или, как называли ее аргентинцы, за гору Монте Энрикета 11-12 июня 1982 года

Боестолкновение у Топ-Мелоу-Хаус. Ветераны британской морской пехоты против аргентинских коммандос