Приветствую всех читателей моего канала. Спасибо, что читаете мои публикации, уделяя свое время.
Сегодня еще об одном эпизоде Фолклендской (Мальвинской) войны, сухопутной фазы этого конфликта между Аргентиной и Великобританией.
После установления британцами контроля над горной грядой и высотой Кент, о чем я писал ранее, перед британским командованием была задача организации решительного наступления на аргентинские главные силы. Войска генерала Марио Бенхамина Менендеса укрепились на высотах вокруг Пуэрто Архентино (Порт Стенли) административной столицы островов. С юга это были горы Харриет и Тамблдаун, которые аргентинцы называли по-испански Монте Энрикета и Серро Дестарталадо. На севере – горы Лонгдон, Ту Систерс – на испанском Дос Эрманас, Сеппер-Хилл – на испанском Колина Сапатор.
Генерал Джереми Мур, сменивший 30 мая командующего сухопутными войсками – бригадного генерала Джулиана Томпсона, предлагал нанести удар только с южной стороны и прорвать оборону аргентинцев на участке Харриет и Тамблдаун. В этом его поддержал заместитель командующего - генерал-майор Чарльз Джон Уотерс. Однако Джулиан Томпсон, сохранивший командование над 3-й бригадой коммандос настоял на наступлении с обеих сторон. Томпсон аргументировал свое предложение уязвимостью британских войск, их тылового обеспечения, снабжения, вывоза раненных и тд в случае наступления только на юге. С мнением Томпсона в итоге согласились.
В течение восьми дней британцы активно готовились к предстоящим боям. Контроль над горной грядой Кент позволил им беспрепятственно, хоть и напряженно, при помощи имеющихся в распоряжении группировки вертолетов подтянуть резервы, артиллерию, тонны боеприпасов, полевых кухонь и санитарных пунктов.
Гибель десантного корабля «Сэр Гэлэхэд», о чем я писал ранее, была тяжелым ударом для британских сухопутных сил, тем не менее эта успешная атака аргентинских пилотов не повлияла на общий итог военной компании на Восточном Фолкленде, лишь отсрочила его на день-два.
В итоге к 8 июня основные приготовления британцев для развертывания наступления на аргентинские позиции по всему фронту были завершены. И 3-я бригада коммандос и 5-я пехотная бригада – две группировки сухопутных сил Великобритании, пришедшие на кораблях 317 оперативного соединения, были готовы к выступлению и ждали приказа.
Аргентинская сторона, в эти дни, не предприняла активных действий ни на суше ни, как ни странно, в воздухе. В сравнении с тем бешенным напором, с которым аргентинцы атаковали британские корабли на протяжении всего мая, июньские их вылеты были, как говорится, ни о чем.
Эксперты и аналитики называют одной из главных причин столь заметного снижения напора аргентинской авиацией потери, которые понесли эскадрильи ВВС и ВМС Аргентины. Несмотря на удачные прорывы к целям и бомбометаниям потери аргентинской авиации были впечатляющими – от 70 до 100 самолетов (по различным данным) были уничтожены в воздушных боях, средствами ПВО или повреждены на земле. Более пятидесяти пилотов погибли. Командование аргентинской группировки ВВС «Юг» (Сур) вынуждено было срочно распределять по авиабазам оставшиеся самолеты и пыталась пополнить летный состав выпускниками.
Как бы там ни было массированных ударов по британским десантникам не было, что позволило британскому командованию подготовиться к наступлению. Подразделения занимали позиции для удара по аргентинским укреплениям и утром 11 июня проходили последние инструктажи. Было решено атаковать ночью, так как предыдущий опыт показывал, что солдаты Менендеса оказывали лучшее сопротивление при свете дня, а ночью воевали вяло и чаще поддавались панике, нередко сбегая с поля боя.
Гора Харриет – или Монте Энрикета была в зоне ответственности 42-го батальона коммандос морской пехоты, под командованием подполковника Николаса (Ника) Вокса. Батальон состоял из рот «J», «K» и «L» коими командовали майор Майкл Норманн, капитан Питер Бэббингтон и капитан Дэйв Уин. Батальон располагал ротой огневой поддержки капитана Фила Уилсона. В качестве усиления морских пехотинцам были приданы валлийские гвардейские стрелки в количестве одного взвода под командованием лейтенанта Уильяма Симса. Артиллерийскую поддержку 42-му батальону обеспечивала батарея из шести 105-мм пушек 7-й батареи 29 артиллерийского полка коммандос. 59-й инженерных эскадрон морской пехоты предоставил бойцам Ника Вокса два взвода – корректировщиков огня и военных инженеров. Всего вместе с приданным усилением в распоряжении подполковника Вокса было 598 солдат и офицеров. В резерве стоял батальон валлийской гвардии, пострадавший тремя днями ранее от атаки аргентинских самолетов на «Сэр Гэлэхэд» и две роты 40-го батальона коммандос. С моря наступление 42-й батальона коммандос на гору Харриет должен был поддерживать артиллерийским огнем фрегат «Ярмут». Силы весьма внушительные.
Британцам противостоял сводный отряд аргентинцев из солдат 4-го пехотного полка (две роты – штабная и рота «В» под командованием первых лейтенантов Луиса Гарсиа и Карлоса Арройо, взвод роты «А» под командованием суб-лейтенанта Оскара Сильвы. 4-му полку были приданы подразделения – взвод 12-го пехотного полка под командованием суб-лейтенанта Селестино Мостерина, охранный взвод 3-й механизированной бригады под командованием лейтненанта Пабло Оливы, пулеметный взвод из элитного эскадрона конно-гренадерского полка (коней гренадеры уже давно заменили на автомобили, впрочем, которых на Мальвинских островах тоже не было- не успели доставить). Были на горе Харриет и морские пехотинцы Аргентины – взвод 10-й инженерной роты морской пехоты, коим помогал взвод 10-й инженерной роты 3-й механизированной бригады. Артиллерийскую поддержку аргентинцам обеспечивала батарея артиллерийского батальона морской пехоты и 3-й дивизион полевой артиллерии 3-й механизированной пехотной бригады. Всего гору Харриет защищало около 400 аргентинских солдат и офицеров различных родов войск.
Общее командование аргентинскими силами на горе Харриет осуществлял подполковник Диего Алехандро Сориа, командир 4-го пехотного полка.
Аргентинские позиции были отлично подготовлены к обороне, даже по признанию британцев. Слабостью аргентинцев была малочисленность профессиональных военных – большинство бойцов 4-го и 12-го пехотных полков были призывниками первогодками, многие не прослужили в армии даже трех месяцев. Кроме того, на психологическое состояние солдат повлияли постоянные ночные обстрелы позиций с британских кораблей. Солдаты были и физически измотаны, так как не могли в достаточной степени восстанавливать силы во время сна из-за беспокоящего артиллерийского огня с британских кораблей.
Первые столкновения между аргентинцами и британцами у горы Харриет произошли еще ранее основного штурма горы. 3 июня произошла стычка двух разведвзводов обеих сторон, аргентинцами командовал лейтенант Рауль Хименес-Корвалан, британцами – лейтенант Крис Марвуд. Поле боя осталось за британцами, отбросившими аргентинцев – бойцам Хименес-Корвалана пришлось отступить, потеряв двоих убитыми и унося с собой одного тяжело раненного.
Ночью 9 июня взвод британских коммандос из роты «К» 42-го батальона провел «разведку боем» на западном склоне горы, в результате перестрелки трое британцев были легко ранены, с аргентинской стороны погибли двое солдат.
Наконец к вечеру 11 июня, одна за другой роты британских коммандос вышли на исходные линия для штурма – рота «J» заняла юго-восточную позицию для штурма горы, рота «K» нацелилась на северо-восточный склон, рота «L» - взяла юго-западное направление. Едва британские штурмовые роты подошли к исходным линиям для атаки, по аргентинским позициям был нанесен массированный артиллерийских удар 7-й батареей 29-го артиллерийского полка коммандос, поддержанный корабельной артиллерией фрегата «Ярмут». Под прикрытием орудийных залпов британские морские пехотинцы стали одновременно продвигаться вперед. Первой в бой вступила рота «К» под командованием капитана Бэббингтон. Не дойдя до вершины горы всего 100 метров рота попала под пулеметный огонь аргентинцев. Оказалось, что на маршруте наступления роты «К» был штаб подполковника Диего Сориа – командира обороны горы Харриет. Британцам удалось подавить сопротивление аргентинцев преимущественно огнем из гранатометов и пулеметов. Какое-то время сопротивлялся пулеметный расчет аргентинцев во главе с первым лейтенантом Хорхе Эчеверриа, но британцам удалось забросать эту огневую точку гранатами и пулемет MAG замолчал. Рота «L» под командованием майора Майкла Нормана тем временем при активной поддержке артиллерии сумела сбросить аргентинцев с южного склона, но развивая наступление столкнулась с ротой «В» 4-го пехотного полка под командованием первого лейтенанта Карлоса Арройо, усиленного присоединившимися ранее отступавшими аргентинскими солдатами.
Бой между бойцами Нормана и Арройо длился почти шесть часов. В итоге аргентинцам все-таки пришлось податься назад, а после отступить, видя, как отрезают им путь к отходу подошедшие силы 40-го отряда коммандос. Подполковник Диего Сориа попытался организовать контратаку на британцев, но сил для этого оказалось недостаточно. Аргентинцы отступали по все линии соприкосновения, кроме того, с тыла по ним ударили бойцы рот «А» и «В» 40-го батальона коммандос, приданного в усиление к 42-му отряду. К 6 часам утра исход боя был практически решен. Отдельным подразделениям аргентинцев удалось вырваться из окружения и прорваться к горе Лонгдон – к позициям 7-го механизированного пехотного полка.
К 8 часам утра британцы подавили последние очаги сопротивления аргентинцев, штаб майора Нормана доложил о завершении боя и победе.
Потери британцев несмотря на масштабность боя по количеству людей и огневых средств были ничтожными – всего двое морских пехотинцев – капрал Дж.Смит и капрал Лоренс Уоттс погибли. Раненных среди британцев было 26 человек. Аргентинские потери составили убитыми – 18 бойцов, раненными более полусотни, и 310 пленными - в том числе командир 4-го полка – подполковник Диего Сориа.
Атака на гору Харриет была первой, за которой в ночь с 11 на 12 мая последовали наступления британцев на горы Ту Систерс, Тамблдаун и Лонгдон.
*************
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
Боестолкновение у Топ-Мелоу-Хаус. Ветераны британской морской пехоты против аргентинских коммандос
Были ли британские десантники на Фолклендских островах подобны "звездным рейнджерам"