Найти в Дзене

"Я злюсь, когда занимаюсь с ребёнком" - рассказываю о том, что может помочь держать себя в руках

Оглавление

Совет "ну не занимайтесь" сразу попрошу оставить при себе, так как речь пойдёт о занятиях с детьми, у которых особенности развития: аутизм, алалия, ЗПР и прочие подобные вещи. Не заниматься тут значит почти наверняка поставить крест на будущем.

Занятия для 90% таких ребят на данный момент являются основным и самым действенным методом коррекции, способом, если не догнать норму, то хотя бы весомо улучшить состояние ребенка.

Все пишут (и я не исключение) в стиле Капитана Очевидность: занятия с ребёнком должны проходить на максимуме позитива. Но писать-то легко, а по факту ещё попробуй воплотить эту писанину в жизнь.

Лично мне поначалу пришлось столкнуться с моментом, что "на бегу" сын не мог заниматься - слишком рассеивалось его внимание. А в детском стульчике он через полминуты начинал революцию. Я приспособилась путём подготовки занятий заранее, быстрой сменой декораций + включением настолько преувеличенной мимики и интонации, что поначалу сводило лицо. Было несладко, но за несколько месяцев получилось сначала приучить не вскакивать, а потом улучшить фокусировку, результативность действий.

С невербальными заданиями Лёва благодаря этому справлялся и справляется на "ура". Однако, когда он заговорил, меня ждали новые подводные камни:

  1. По каким-то очевидным вопросам (по крайней мере, на мой взгляд) сын страшно тупил;
  2. Самое бесячее - разжуешь какую-то тему буквально полминуты назад, заново задаешь вопрос или просто просишь повторить, а он смотрит на тебя, как чистый лист, и удивлённо так спрашивает: "А?"

Меня эта история безумно раздражала. И я думаю, что я не одна такая - много кого из родителей, если не злит, то точно очень расстраивает, что в такого ребенка порой настолько же тяжело вложить знания, как набрать воду ситом.

картинка с vectorstock.com
картинка с vectorstock.com

Эмоции конечно надо держать под контролем, но, если честно, от многолетней борьбы за норму сильно устаешь и в один момент досада может пересилить разум и попрут всякие, кхм, не педагогические методы, которые коррекции совсем не помогают.

В связи с этим хочу поделиться некоторыми мыслями и действиями, которые помогают мне сохранять здравый смысл. Ничего особенного, но вдруг кому-то пригодится.

Помним, что мы имеем дело всё-таки не с нормой

Это не значит, что ребенок безнадёжен. Но это значит, что ему понадобится больше времени, иногда значительно больше, чтобы что-то усвоить, чему-то научиться.

Связано это с особенностями памяти, внимания и восприятия таких детей. Мой сын со своей сенсомоторной алалией, к примеру, до сих пор часто нуждается в том, чтобы ему 2-3 раза что-то повторили/спросили/прочитали. Он не всегда может с первого раза правильно обработать слуховую информацию, если она сложная и её много. Тем не менее, я стараюсь воспринимать это с позитивной стороны: понимает что-то тяжелое с помощью повторения - и прекрасно. Это лучше, чем когда плохо понимает или не понимает совсем, как было ещё 5 лет назад. Мы будем работать над ситуацией и, надеюсь, когда-нибудь уйдем и от повторений.

Посмотрите на ситуацию с незнанием очевидных вещей или неспособностью быстро что-то усвоить с другой стороны

Радуйтесь, что вам стал известен какой-то пробел, стало ясно, что чего-то ребенок не может. Если вы знаете о проблеме, вы сможете её хоть немного проработать.

Плохо, когда дыры в знаниях неизвестны. Они могут вскрыться на какой-нибудь комиссии и на их базе ребенку определят неправильный образовательный маршрут.

Если раздражение очень сильно, старайтесь побороть его прежде, чем эмоции пересилят самоконтроль

В этом нам может помочь:

  1. Глубокое, медленное дыхание заставляет мозг в ручном режиме переключиться с эмоций на самоконтроль;
  2. Перебирание четок, мялок и прочих вещей - их сжимание, растирание пальцами позволит вытеснить часть гневного мышечного напряжения в посторонний предмет и вам будет легче сдержаться;
  3. Тайм-аут. Даёте ребенку какое-нибудь простое задание, которое у него легко получается без вашей помощи и идёте отдыхать 5-10 минут в другую комнату. Лучше не циклитесь в это время на том, как вас всё достало, а посмотрите ТВ, посидите в интернете. Это бессмысленные, но переключающие на другую тему занятия, с помощью которых можно забыть, почему ещё несколько минут назад буквально крышу рвало от злости.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)