Проведем тест. На те пункты, которые вам отзываются (список ниже – загибаем по одному пальцу.
- Я несистемный человек, у меня хаос в голове, мне все делают сотрудники.
- Мне сложно делегировать, потому что все будут делать не так как надо.
- Постоянно всплывают какие-то срочные задачи, о которых все забыли.
- Ежедневно по полдня занимают совещания и планерки.
- Есть сотрудник, который меня не устраивает, но я не могу его уволить.
Итак, посчитаем. Сколько пальцев загнули?
Если ни одного, то дальше вам читать нет смысла.
А всем остальным – привет, несистемные руководители.
Я работаю бизнес-консультантом и постоянно общаюсь с руководителями компаний и отделов. Один из часто возникающих вопросов: «Как мне стать системным? Я предприниматель и у меня хаос в голове».
Я делю несистемных руководителей на 2 лагеря.
Одни не готовы что-то менять в себе, даже если это им реально мешает в жизни и бизнесе. Скорее всего, ситуация не настолько критична, чтобы менять свои привычки и установки. Они пробуют системные подходы к управлению, но после сбоя откатываются назад. И делегируют неприятные функции другим сотрудникам.
Другие готовы к изменениям и постоянно ищут лайфхаки и методы построения системной работы. Такие руководители любят копаться в себе, искать свои «затыки» и работать с установками. И их изменение дает ошеломительные результаты.
Системное мышление
На самом деле, системное мышление заключается в двух принципах:
1 – Видеть ситуацию целиком и сверху (общее).
2 – Разбивать ситуацию на логические кусочки (пазлы, составные части).
Чтобы стать системным руководителем, достаточно четко выстроить определенные виды деятельности – с учетом указанных выше принципов. Вот эти виды деятельности:
Цели и делегирование
- Делегирование и контроль задач
- Инструменты для управления задачами
- Как навести порядок в задачах
- Как оцифровать цели и гарантированно достичь их
- Методы принятия решений
Эффективная работа с сотрудниками
- Как собрать эффективную команду
- Как подбирать новых сотрудников
- Как определить KPI для сотрудников
- Обучение сотрудников
- Как правильно давать обратную связь
Оптимизация и бизнес-процессы
- Как вести внутренние проекты
- Основы управления бизнес-процессами
- Как работать с проблемами в компании
- Как проводить эффективные совещания
- Подготовка к автоматизации
Когда разберетесь, как это должно работать с точки зрения системности, дальше нужно пробовать и внедрять, чтобы оттачивать навык. Это как вырабатывать новую привычку. Хорошие привычки вырабатывать нелегко, но это то стоит.
Я полгода назад ложилась поздно, с трудом вставала по утрам и спала по выходным до обеда. Моя новая привычка – вставать в 6 утра. На ее выработку ушел месяц. Хотя до этого я всю жизнь считала себя «совой» и что вставать рано утром для меня невозможно.
Всем желаю системности и новых полезных привычек!
Вероника Чмыхова
Консультант по систематизации бизнес-процессов