Не дай вам бог назвать кого-нибудь козлом, козой – тем паче. Люди знающие толк в этикете и ругательствах не дадут соврать.
Век воли не видать!
А почему такое отношение к козлу?
В чем он провинился?
В Год Козы по восточному гороскопу родились такие непревзойденные писатели-классики как Сервантес, Свифт, Бальзак, Пруст, Кафка и солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин.
И вместо благодарности они заплатили козе, а так же и барану иже с ними черной неблагодарностью.
Сервантес вкладывает в уста Дон Кихота монолог о золотом веке и женских прелестях после того, как рыцарь печального образа отведал козлятинки:
Девушки, как я уже сказал, всюду ходили об руку с невинностью, без всякого присмотра и надзора, не боясь, что чья-нибудь распущенность, сладострастием распаляемая, их оскорбит, а если они и теряли невинность, то по своей доброй воле и хотению.
В советское время считалось, что монолог Дон Кихота посвящен росткам социализма. Поскольку во первых строках своей пламенной речи он говорит о том, что жившие тогда люди не знали двух слов: твое и мое. В те благословенные времена все было общее…
И с этим можно было бы охотно согласиться, если бы не вовремя выпорхни эти с позволения сказать негодяйки:
Ныне ж, в наше подлое время, все они беззащитны, хотя бы даже их спрятали и заперли в новом каком-нибудь лабиринте наподобие критского, ибо любовная зараза носится в воздухе, с помощью этой проклятой светскости она проникает во все щели, и перед нею их неприступности не устоять.
Может быть, Дон Кихот печалится о том, что классики марксизма-ленинизма позднее назовут «обобществлением жен». Увидел девушку, уговорил. И все счастливы.
Это и есть Золотой век!
В этом золотом списке классики неплохо смотрелся бы и Горький, скрывавшийся от советской власти на Капри, на козлином, если буквальном перевести с итальянского, острове.
И в самом деле. Вряд ли надо кому-то надо напоминать, что Горький был Овном.
И ведь буревестник поехал ни в какую-нибудь нищую и задрипанную Калабрию, чтобы агитировать тамошний пролетариев, а туда, где веселятся и ликуют люди его класса, отнюдь не бедные люди.
Овен сильный мощный знак, под знаком овна родилось множество людей искусства и маньяков вроде Лукреции Борджия, Лаврентия Берии.
Словом, гении и злодеи. Да, что там Берия, - Ахмадулина, Гумилев, Ростропович, Чаплин и прочая. Алла Пугачева – типовой овен.
На примере Горького, вернее, на его перманентом бегстве, очень хорошо иллюстрировать характеристику этого гениального знака: импульсивность, харизма, честолюбие, его кредо: Я есмь!, - и неспособность доводить начатое до конца.
Напомню, что первый раз Горький убежал в Италию в 1906 году, сразу после начала первой русской смуты, к которой приложил свою руку. И возвратился в Россию только через семь лет, чтобы попробовать на прочность российскую государственность еще раз. И в этот раз его усилия увенчались успехом. Правда, он очень быстро разочаровался в увиденном и опять поехал бороздить города и веси заграницы, с 1921 по 1932, причем большую часть этого времени опять-таки в Италии, но не на острове коз, а в Сорренто.
«Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. «Совершенно разбойничья рожа!»»
Так в знаменитом романе «Мастер и Маргарита» выглядит «козел отпущения», «отставной козы барабанщик», вышедший из употребления козлоногий Пан, и по совместительству Азазелло.
У древних иудеев Азазель козлообразный дух пустыни, что, собственно, и означает козел-бог. Со временем демон Азазель перекочевал в Ветхий завет, и уютно расположился в книге Еноха.
У Булгакова Азазелло занимается форменным насилием и заодно дарит Маргарите крем, с помощью которого она превращается в ведьму. А потом преображается и сам:
Да и вообще в первоначальной редакции роман назывался «Копыто инженера» и даже «Князь тьмы».
Вряд ли надо упоминать, что Маргарита со всей этой демонологией перекочевали в роман Булгакова из «Фауста» Гете.
Только князь тьмы там вселяется в пуделя, а козел служит удобным средством перемещения в пространстве. Вот слова Мефистофеля из сцены «Вальпургиева ночь»:
Ты б не прельстился добрым метловищем?
А я бы прокатился на козле.
Нам далеко, и мы еще порыщем.
Дабы не обижать замечательных и добрейших животных я бы посоветовал прочитать что-нибудь тихое и спокойное.
К примеру, басню Крылова «Квартет».
Как вы думаете, почему у музыкантов ничего не получилось?
Да потому что козла не послушались.
Но у него нет даже никаких слов в басне?
Вот так всегда и получается, кто молчалив и вдумчив, тот больше всего и виноват.
Дураки не хотят брать на себя ответственность за чужую глупость.
А козел взял. И теперь - за все в ответе.
А кто за козла ответит?