Для большинства водителей большегрузов кабина авто — это второй дом. Они там не только работают, но и отдыхают, спят, едят. Поэтому многие производители грузовиков стараются сделать их комфортными: устанавливают спальные места, ящики для хранения личных вещей, делают водительское кресло более удобным. А в дорогих моделях добавляют холодильники, микроволновые печи и даже умывальники. Но так было далеко не всегда.
В прошлом веке водители, которые регулярно ездят на дальние расстояния, могли рассчитывать лишь на спальные места в тягаче. И в разное время они были тоже совершенно разные —привычные нам за водительским местом, внизу кабины под капотом над двигателем, на крыше или вообще между кабиной и полуприцепом.
В этом материале мы, ГК SAMCOM, расскажем вам о том, как с течением времени менялись кабина грузовика и спальное место, а вместе с ними и условия работы для дальнобойщиков.
Погнали!
Закрытые кабины и спальники-«скворечники»
Первые более или менее мощный грузовик был создан условия Daimler в 1910-е годы. На нём был установлен мотор мощностью 35 л.с., что на тот момент было вполне неплохим показателем. Правда на тот момент о комфорте водителя совершенно не думали: работать на таких грузовиках могли только выносливые и крепкие ребята. Но со временем ситуация начала меняться.
Постепенно на грузовики стали устанавливать закрытые кабины. А уже после появилось и первое спальное место. Правда сначала они делались из досок и были не слишком удобными. Позже их начали обивать тканью с наполнителем.
Как и у нас первые спальные места были расположены за сиденьем водителя. На тот момент это было самое разумное и очевидное решение. Но со временем начали появляться и более интересные варианты. К примеру, во Франции 1930-х годов были можно было встретить спальники-скворечники или в Италии — спальник в диване грузовика, на котором сидит водитель во время пути. Такой вариант места для отдыха был на автомобиле FIAT 634N.
В СССР в то время грузовиков со спальными местами не было. Единственным автомобилем с местом для отдыха водителя был автовоз НАМИ. Его разработали в 1939 году. Но серийным он так и не стал.
Военные грузовики в 1940-е на территории Европы тоже можно было встретить грузовики со спальными местами — Alfa Romeo 800, Татра 111. Встречались даже «американцы», спальные места в которые добавляли уже при переделке авто.
Спальное место под капотом и «пузатые» дверцы
Бум грузовиков, которые перевозят грузы на дальние расстояния, начался в послевоенное время. А вместе с ним и расцвет экспериментов с обустройством кабины. В первую очередь со спальным местом.
К примеру, автопроизводитель Corbitt в 1951 году выпустил модель D800 с высокой кабиной и спальником под капотом — вы выступе прямо под лобовым стеклом — и над двигателем. Также раскладывалось и сиденье. Так в автомобиле на отдых могли разместиться до 4 человек.
Некоторые компании делали спальные места под полом кабины, некоторые выносили спальник за пределы кабины назад, а некоторые делали часть кабины сбоку. Таким был автомобиль Kenworth TCF 521 CBE.
В Австралии во второй половине XX века также все капотные грузовики удлинялись и оснащались просторными спальными местами. Это не удивительно, так как в Австралии не развито железнодорожное сообщение и большая часть грузов по континенту доставляли (и доставляют) с помощью грузовиков.
В СССР первый грузовик со спальным местом был МАЗ 500. Он стал достаточно популярным, благодаря удобству и, конечно же, цене.
Некоторые европейские авто того времени не были оснащены спальными местами, но в них можно было отдыхать прямо на сиденьях. Конечно, перед этим разложив их. Мексиканский производитель Ramirez пошёл дальше и выпустил автомобиль с «пузатыми» дверцами кабины, чтобы можно было удобно расположиться на отдых в кабине.
Только удобства для водителей в большей степени и заканчивались на этом. Кабины у большинства грузовиков были неотапливаемые, хранение вещей не организовано, поэтому как ни крути работать целыми днями на таких грузовиках было непросто.
Дом на колёсах и умывальник
И лишь ближе к концу XX века производители начали продумывать не только то, где и как будет спать водитель, а также как ему разместить свои вещи, как комфортно пообедать и даже приготовить еду.
Лучше всего в этом получилось у американцев. В 1980-е годы начали набирать обороты капотные грузовики. Их главное достоинство было в большом пространстве позади водителя, комфортном для того времени водительском кресле, а также продуманной системой хранения.
Сейчас же производители авто могут организовать не просто комфортное место для отдыха, а сделать целый дом на колёсах с небольшой кухней, телевизором, биотуалетом и двуспальной кроватью.
Европейские производители подходят к обустройству своих автомобилей более скромно. Это и понятно: у них есть строгие требования к длине авто, которые не позволяют разойтись. Но зато они более продуманно подходят к использованию полезного пространства и наполняют его только самым необходимым: устанавливают холодильник для хранения продуктов, микроволновку, откидной столик. А также заботятся о том, чтобы всё необходимое водителю во время движения находилось в доступе протянутой руки.
Российские производители оснащают свои авто по образу и подобие европейских. Но тоже стараются найти интересные решения. Так недавно КАМАЗ представил грузовик нового поколения, в которое прямо в кабине находится умывальник.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.