В предыдущей статье мы обсудили, как сделать нашу критику наиболее позитивной. Важен, конечно, и изначальный настрой человека, его восприятия критики вообще и установки по отношению к ней. Безусловно, это тоже будет определять реакцию на нее. Нам и самим ведь тоже приходится сталкивать с замечаниями в свой адрес. И не все знают правила конструктивной критики, поэтому иной раз форма преподнесения оставляет желать лучшего. Как же научится воспринимать негативные суждения в свой адрес без обид и извлекать из них пользу?
Установки для конструктивного восприятия критики
1. Любая критика является пищей для размышлений: как минимум, о том, чем она вызвана, а, как максимум, о том, как исправить дело. То есть даже если критика была безосновательна, есть над чем подумать. Возможно, в вашем поведении было что-то провокационное или конкретно с этим критикующим нужна особая стратегия общения.
2. Из критики можно извлечь пользу для себя. Выгоду можно найти даже в негативной форме ее выражения. Очень полезно постараться вычленить из речи критикующего объективные моменты и использовать это рациональное зерно себе на благо. Есть смысл, хотя бы отрефлексировать, что именно вас так задело, и подумать о том, как защитить слабые места в следующей подобной ситуации.
3. Взять себе за установку, что, когда меня критикуют, это не значит, что я делаю все из рук вон плохо и на мне ставят крест. В таком случае не тратили бы и время на разговоры. Критика означает, что я МОГУ сделать лучше, и критикующий видит во мне этот ПОТЕНЦИАЛ.
4. Вредно игнорирование критики просто из-за того, что не понравилась ее форма или у вас плохое отношение к критикующему. В его суждениях могло быть указание на недостатки в работе, которое поможет своевременно предотвратить негативные последствия. Можно достичь большего, если во время прислушаться к замечаниям.
5. Выслушивание критики - это возможность закалиться и стать устойчивее. Столкновение с ней позволяет научиться не расстраиваться каждый раз, воспринимать ее, как желание помочь, а не как повод для самобичевания. Она позволяет нам стать успешнее и эффективнее.
6. Человек со стороны или с высоты своего опыта видит то, чего мы сами могли и не заметить. И это нормально допускать ошибки. Критика позволяет взглянуть на свои действия или работу с другого ракурса, выйти из коридора восприятия.
7. Критика свидетельствует о неравнодушии человека к вам или к вашей деятельности. Возможно, ему небезразличны результаты, к которым вы придете, или же он верит в вас и желает быть вам полезным. А, может, например, ваше выступление или высказывание смогло заставить его задуматься, вызвало эмоцию, а не прошло бесследно. Это же говорит о том, что ваши слова не были пусты или непонятны и вызвали отклик, и это хорошо.
Рефрейминг как способ реагирования на критику
Иногда критика носит характер нападки и может быть направлена на то, чтобы задеть ваше самолюбие. Есть способ красиво ответить в таком случае. Это рефрейминг. Буквально данная техника расшифровывается как смена рамки. То есть мы как бы сохраняем содержание того, что нам сказали, не отрицаем и не спорим, но преподносим это же в более благородной и красивой упаковке. Обычно формируется через союзы противопоставления (но, зато, однако и т.д.). Примеры:
Да, я бываю занудлив, но зато я досконально изучаю предмет своей деятельности и допускаю меньше ошибок.
Да, я делаю эту работу медленнее, зато я уверен в результате и отвечаю за качество.
Да, иногда я чувствительна и эмоциональна, но в то же время эта черта делает меня более сочувствующим и понимающим собеседником.
Полезно для тренировки этой техники подумать об амбивалентности качеств, которые обычно считаются негативными. Подобрать несколько таких пар, как например:
Жадный, скупой - значит умею экономить и рассчитывать свой бюджет.
Требовательный, педантичный - зато есть понятные и четкие правила, а в делах порядок.
Толстая - зато добрая, веселая и жизнерадостная. Аппетитные формы многие века подряд считались эталоном красоты.
Глупый - зато счастливый или могу увидеть важные вещи, лежащие на поверхности, которые умный не заметит, глядя вглубь. Все гениальное просто.
Таким образом, работа над своей реакцией на критику позволяет стать более устойчивым, продуктивным и успешным. Но не всякую критику стоит принимать всерьез и близко к сердцу. Можно ответить критикующему на позитивном языке и показать, что вас трудно обидеть.
А как вы реагируете на критику? Удается ли сохранить самообладание и использовать критику на благо себе?
О том, как критиковать конструктивно написано в предыдущей статье.
Литература:
Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. - СПб: Питер, 2020. - 560 с.
Ильин Е. П.И. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.