Новый российский сериал «Выжившие» во многом может конкурировать с уже знаменитой «Эпидемией». После четырех серий становится понятно, что это один из лучших постапокалиптических сериалов в мире.
«Выжившие» – история после пандемии, выкосившей большую часть населения. По книге «Выжившие хотят спать» Игоря Колосова, которая названа так неслучайно.
После того, как доктор сказал, что «это всё», первый этап апокалипсиса закончен, но проблемой выживших становится невозможность спать больше полутора часов. Если дольше, то наступает овощное состояние. Это хорошая почва для социальной фантастики, в которой можно заходить на территорию антиутопии, сатиры и так далее.
Ситуация со сном благоприятна для аллегорий: можно рассуждать об усталости человечества. Кстати, в 2020 году на близкую тему вышел фильм Марии Игнатенко «Город уснул», стоявший в номинации «лучший дебют» на Берлинале. Литературная основа у «Выживших», несомненно, более прочная, чем у «Эпидемии», снятой по книге Яны Вагнер.
Кроме режиссерских метафор регулярно набрасывается чисто вербальная заумь от главного героя Морозова, склонного к философии. Но не стоит волноваться, «тарковщины» тут не будет, это крепкое динамичное жанровое кино, просто весьма неглупое.
Сильная постановка
В целом авторы книжным козырем пользуются грамотно. Значительное число персонажей, много сюжетных линий, приличный набор локаций, показывающий жизнь в закрытом на карантин городке, где борются за власть и бензин (не в стиле «Безумного Макса») военные, чоповцы и банды, а население страдает от нехватки еды и очередей с талонами.
В этом фильме не соскучишься. Кроме конкуренции банд есть треугольник между Настей (Дарья Савельева), протагонистом Морозовым (Алексей Филимонов) и чоповцем Шадриным (Артур Смольянинов), в который залазят и другие персонажи.
Также есть оттенки готики. Сразу понятно, что один из референсов для «Выживших» – кинговское «Противостояние». Морозов странно предвидит события, слышит спящих, обладает и другими качествами Избранного, вокруг которого могли сплотиться сторонники нормальной жизни – против захватывающей все вокруг анархии.
Тут грамотно играют с поджанрами. После начала проблем в первой части следует постэйпок-переустройство общества в городе. Затем герои собираются в дорогу. Элемент роуд-муви (на чем строится вся «Эпидемия») никогда еще не портил постапокалиптическое кино.
Можно придираться по техническим мелочам. Несколько странно, что продуктов стало так мало. Не очень понятна связь с поселками, совхозами и т.п., где может быть еда и сохраняться ее производство. Хотя понятно, что некие поставки продуктов в город осуществляются. Наверно, перебор, что квартиры так зарастают инеем. Но это действительно мелочи, без которых не обходится ни один постапокалипсис.
Супер-группа авторов
«Выжившие» – зрелая и мощная работа, не только по российским, но и по международным меркам. Этого следовало ожидать от креативного продюсера Бориса Хлебникова («Аритмия», «Обычная женщина»), авторов сценария (Роман Волобуев и Александр Лунгин), да еще и режиссера Андрея Прошкина. Удивительное количество звезд собралось в одном месте. Не удивительно, что за ними подтянулись крутые актеры.
Отличные актеры
Прошкин ранее лучше всех поработал с екатеринбуржцем Олегом Ягодиным в «Орлеане». Здесь Олег со своей панковской эксцентрикой играет глава банды Мельника. Савельева и Валентина Лукащук пришли после классных ролей в хлебниковской «Обычной женщине». Главная роль словно сразу написана Лунгиным для Филимонова, которого он снял в одной лучших драм последних лет «Большая поэзия».
Также тут эффектна в роли антигероя-врача Анна Слю (Тигренок из «Ночного дозора» и жительница Норильска из культовой короткометражки «Сера»). Появится и один из лучших молодых актеров Филипп Авдеев («Кислота»). И привет «Эпидемии». Там играет Маярьяна Спивак, а здесь в роли начальника ЧОПа впечатляет ее партнер по фильму «Нелюбовь» Алексей Розин.
Продолжение следует
В мире «Выжившие» готовится восемь веб-сериалов, представляющих сбой спин-офф. Это будет первый такой опыт для российского кино. В книжном мире что-то подобное происходило с франшизой «Метро-2033».
И все спин-оффы обещают в 2021 году. Может быть, это слишком много, но серия каждого проекта длится около 5-10 минут, в общем длительность каждого сериала не дотягивает и до полнометражки.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые крутые авторские драмы в России за последние годы (часть 5)
Достойные уважения российские фильмы ужасов (часть 7)
Российские актрисы, активно играющие в хоррорах (часть 2)