В США фильмы про профессии делают как горячие пирожки и часто выдвигают на «Оскар». В России, начиная с Перестройки, этот жанр был надолго забыт. И только в десятых годах появились первые признаки его возрождения.
Три десятка лет производственную драму в России считали пережитком соцреализма СССР и даже не пытались поработать в этом жанре. Да и поводов особых не было. О чем снимать, когда производство разваливается, и гордиться нечем? А в это время в США выпускали «Супер Майк», «Джой», «В компании мужчин» и прочие фильмы, прославляющие представителей самых разных профессий. Да хотя бы «Заражение» Стивена Содерберга. Посмотрите, как эту картину заново оценил зритель, проникшись уважением к труду врачей в условиях коронавирусной пандемии!
Лебедев не планировал, но сделал
В России тема «человека труда» на экране, как сказал бы бывший уральский полпред Игорь Холманских, начала подавать робкие признаки жизни с 2016 года, когда вышел ремейк «Экипажа».
Все ведь заметили, что в этом кино речь не только о катастрофе, но и профессиональной самоидентификации пилота, о гордости, амбициях, долгих тренировках, конкуренции. И не последнее значение имеет тема доступности профессии пилота для женщин, на ней строится один из основных конфликтов.
В тот год мне довелось спросить об этом режиссера «Экипажа» Николая Лебедева. Забавно, но он сказал, что не планировал снимать производственную драму, что его заботили другие вещи. Представляете? А сам сделал классный фильм о профессии! Видимо, настолько сложились все предпосылки, оформился зрительский запрос, что рука мастера сама все сделала как надо.
На экране «оптимизация здравоохранения»
В 2017 году вышла хитовая «Аритмия» Бориса Хлебникова, добившаяся успеха не только классной песенкой и мелодрамой, но и честным и детальным показом будней работников скорой помощи. Здесь и технологии диагностики, и споры с противниками переливания крови, и потасовки с родственниками больных, недовольными поздним приездом медиков.
Плюс — на экране и менеджмент клиники, и хирургия. И классно портретирован водитель скорой (Сергей Наседкин). Кажется, это впервые так хорошо после роли Анатолия Папанова в фильме «Дела сердечные» (1973 г.).
В идеале в производственной драме, как и в соцреализме, должен соблюдаться принцип «борьба лучшего с хорошим». Конфликт врача, героя Александра Яценко с новым начальником подстанции скорой — это не война с каким-то злобным и коварным антагонистом, нет. Просто врач пропагандирует социально ориентированный подход к медпомощи, углубленную работу с каждым пациентом. А его начальник — классический либерал, носитель идей оптимизации, эффективности, рентабельности, которые порой кажутся слишком капиталистическими и циничными, ведь речь идет об экстренной помощи больным людям.
После фильма одни зрители хвалили авторов за поднятие проблемы оптимизации клиник. Другие отмечали, насколько грамотным специалистом выглядит начальник подстанции, и видели здоровую хозяйственную логику в его выкладках. Возможно, где-то на стыке профессиональных концепций двух главных героев этой драмы и есть золотая середина. Но пить на работе точно не стоит.
Жена космонавта — тоже профессия
Сериал продюсера Валерия Тодоровского «Частица Вселенной» хорош не только мелодраматическим треугольником между двумя космонавтами и супругой одного из них. Это ярко выраженное производственное кино, в котором детализирован труд покорителей космоса, находящихся на орбите, и показаны представители многих смежных профессий, вплоть до настоятеля космодромного храма на Байконуре. Даже жены и дети здесь не просто члены семей, а участники общего дела со своим функционалом.
Одной из главных тем становится стрессоустойчивость тех, кому предстоит полгода находиться на космической станции. И здесь на передний план активно выходит еще один знаток своего дела — космический психолог, подозревающий, что на орбиту полетит потенциально конфликтный экипаж, и пытающийся свернуть всю эту затею. Возможно, этот герой Алексея Агроновича выглядит слишком как следователь из детектива, но это же кино.
Спецы нужны везде
Список новых достойных фильмов про «человека труда» на этом не оканчивается. Вот, например, картина «Мой лучший друг», рассказывающая о внедрении авиадвигателей в строительстве турбин. Это прямо реставрация советского стиля. Соцреализм во всей красе.
Пожалуй, продолжу эту тему в следующих публикациях. Когда в России легко отказались от традиций кинематографа СССР с его рабочими, колхозниками, бамовцами и физиками-ядерщиками, думали, что быстро научимся снимать боевики и заживем как люди. Пока не очень научились. Почему? Потому что даже многие боевики (в тех же США, например) основаны на любви к стране, людям и профессии. Почти как производственная драма.