Найти тему
Кинокружок Курилова

«Кислота» — фильм про российское расщепление ценностей

Ученик Серебренникова снял классное кино про молодежь, про отцов — детей, про современную российскую проблему дефицита продуктивных идеалов, нравственных ориентиров.

Режиссер Александр Горчилин, делая этот фильм, был не просто дебютант, а представитель студии Серебренникова (также снимался в фильмах «Ученик» и «Лето»), да и актеров в фильм привел из «Гоголь-центра». Плюс — он снимал, по сути, про ровесников, знал что делает.

Фрагмент афиши фильма "Кислота".
Фрагмент афиши фильма "Кислота".

В фильме используется жесткая сквозная метафора расщепления ценностей. Поэтому и «кислота» в разных видах — музыкальная, в таблетках, в бутылке, в нарушении «кислотно-щелочного» баланса в мироощущении, в душах героев, проявления которого — страдания от безотцовщины, от постсоветского кризиса мужественности, от отсутствия крепких авторитетов, место которых стремятся занять то бездарный нарк-полугей, глумящийся над творческим наследием отца — советского скульптора в надежде на дешевый хайп в «современном искусстве», то некий поп, принимающий в дар обезображенную кислотой скульптуру пионера.

Берешь работу своего отца — советского скульптора — поливаешь кислотой, и ты уже современный художник, а не какой-то там совок.
Берешь работу своего отца — советского скульптора — поливаешь кислотой, и ты уже современный художник, а не какой-то там совок.

Очень интересное высказывание от 25-летнего человека, который никогда СССР и пионеров, образ которых использует, не видел. Вот это ощущение тоски по чему-то ценному, но утраченному, которое выносит на экран представитель школы Серебренникова, которая и сама довольно жестко подвергает некоторые ценности деконструкции, являясь в определенном смысле ванночкой с разбавленной кислотой, очень любопытно. Несколько неожиданная реплика с той стороны. Немного похоже на творческий демарш.

Филипп Авдеев и Александр Кузнецов в роли друзей, которым  внезапно стало нечего сказать друг другу.
Филипп Авдеев и Александр Кузнецов в роли друзей, которым внезапно стало нечего сказать друг другу.

Очень естественный фильм, живой и драйвовый, несмотря на отсутствие каких либо «жанровых» интриг и даже некоторую примесь арта. Молодой автор в большей части ситуаций, где можно было выйти на грань фола, удерживает действие в рамках драматического мэйнстрима. Это хорошо, лишние истерики или эпатаж в «молодежном» кино часто не на пользу.

И тут нечего сказать.
И тут нечего сказать.

Ребята из «Гоголь-центра» действуют, так сказать, лайт-провокационно, они же все-таки в театре работают, наверно, Серебренников этому научил — не переступать границы. Кстати, отличная работа с сексом и обнаженкой, тоже школа Серебренникова, однозначно.

А тут вообще говорить тяжело.
А тут вообще говорить тяжело.

В финальном моменте с кислотой авторский трюк кажется слишком радикальным и все-таки по-дебютантски максималистским, возникает реальный страх провала всего фильма под конец. К счастью, все-таки этого не происходит, но было на грани. В остальном все ровно.

Ей кажется, что с ними интересно. Но и это пройдет.
Ей кажется, что с ними интересно. Но и это пройдет.

Сильное и глубокое кино, которое, возможно, хватается сразу за много тем, некоторые линии оставляет в подвешенном состоянии, но зато создает очень реалистичную, трогательную и небезнадежную, несмотря на всю некоммуникабельность и некоторую бездуховность героев, картинку из жизни представителей сразу двух поколений, выросших в «закисленной» среде. В общем, один из лучших российских авторских фильмов 2018 года, да и целой пятилетки.

«Что мы можем дать миру, кроме зарядки для айфона?»
«Что мы можем дать миру, кроме зарядки для айфона?»
Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!