Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 1)

Оглавление

После лихих перемен в отечественном кино 21 века активно используется прием женской персонификации образа России. Вспомним наиболее заметные работы, в которых это происходит.

Вера Малиновская в фильме «Человек из ресторана» (1927 год).
Вера Малиновская в фильме «Человек из ресторана» (1927 год).

Россию-матушку начали представлять в кино как женщину со времен фильма «Человек из ресторана» (1927 год) Якова Протазанова. Главная героиня (Вера Малиновская), дочь по жизни затюканного «человека», разносящего господам еду и напитки, попадает в лапы мерзкого приближенного к верхушкам власти буржуина. И уже свершилось бы насилие, но пролетарии дают отпор. И не просто так, а в ночь перед началом февральской революции 1917 года.

Неудивительно, что и последствия революции 1991-1993 годов заставляют киношников раз за разом представлять страну в образе некой неприкаянной гражданки. Видимо радикальные повороты в развитии страны неизбежно вызывают такую рефлексию.

«Нелюбовь» в олимпийской форме

Наиболее яркой, злой и прогремевшей на весь мир игрой с персонификацией России-матушки можно считать «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Здесь создается образ монстра, обрекающего на смерть или страдания своих детей.

Суровая Россия  Марьяны Спивак в фильме «Нелюбовь» (2017 год).
Суровая Россия Марьяны Спивак в фильме «Нелюбовь» (2017 год).

Финальное появление на балконе героини Марьяны Спивак, не признавшей ни гибель своего ребенка, ни ответственность за это, в «олимпийской» толстовке с надписью «Россия» – жесткий кадр, вызвавший возмущение патриотов и критику со стороны тех, кто считает, что такие памфлеты внутри страны сгодятся, но на «Оскар» их посылать неправильно.

Героиня Спивак – персонификация «новой России», в 90-х по глупости и без любви связавшейся с радикальными либералами-коммерсантами, не научившейся любить своих детей и родственников (по телевизору не зря показывают передачу про украинские события) в 21 веке.

А еще есть живущая на даче озлобленная на весь мир и на дочь советская Мать, помыкавшая дочерью, которая от нелюбви ушла к коммерсантам-революционерам и т.д. Обе России-матушки до сих пор злятся и обвиняют друг друга. И это их, похоже, увлекает больше, чем забота о детях.

«Жила-была одна баба»

Фильм Андрея Смирнова через образ тамбовской крестьянки Варвары рассказывает о судьбе России с 1909 по 1921 год. Мужики, олицетворяющие разрушительные политические силы и просто бандитов, берут Варвару в жены не по любви, не зная, что с ней делать, по причине своей импотенции, умирают на ненужной войне, грабят, унижают, обманывают бедную женщину-страну, манипулируют ею.

Дарья Екамасова в фильме «Жила-была одна баба» (2011 год).
Дарья Екамасова в фильме «Жила-была одна баба» (2011 год).

От насилия и связи страны с бандитизмом рождаются дети. Какими они вырастут, зная антисоветский настрой автора фильма, догадаться несложно.

Отличие от «Нелюбви» в том, что у Смирнова страна — не жестокое бездушное существо, а пострадавшая. Наивная, глупая, не с теми связавшаяся, атакуемая чуть ли не самим Сатаной, но не потерявшая человечности и способности любить. Правда, любовь эта, судя по настрою автора, мало кому нужна.

«Родина». Новое поколение

Действие «Родины» (2015 год) Петра Буслова происходит в Гоа, где многие русские имели привычку «обнуляться», рвать с Россией, сжигать паспорта и начинать своей существование в некой новой инкарнации.

Любовь Аксенова в фильме «Родина» (2015 год).
Любовь Аксенова в фильме «Родина» (2015 год).

Ключевой персонаж — героиня Любови Аксеновой, дочь миллионера, почти всю юность прожившая в Европе и не видевшая Родину. Изнасилованная (да с Россией в каждом втором фильме так обращаются!) и забеременевшая от гопников на пляже она поднимается до уровня некой Богоматери.

И летит рожать в Россию, которую совсем не знает и еще не любит, но очень надеется полюбить. Да, это не чистый образ России молодой, одновременно это некое связанное с будущим страны духовное, нравственное начало. В общем, близко к тому, о чем мы тут говорим.

«Восьмерка» под поездом истории

Фильм Алексея Учителя по повести Захара Прилепина формально — криминальная драма и даже боевик про бандита и омоновца. Но это только жанровая составляющая.

Вильма Кутавичюте в фильме "Восьмерка" (2014 год).
Вильма Кутавичюте в фильме "Восьмерка" (2014 год).

На самом деле борьба за власть между представителями лихих 90-х с такими же отмороженными силовиками, чувствующими, что скоро уже их время, не зря приводит к трагедии в новогоднюю ночь 2000 года, когда не только сменилась власть, но и началась передача уголовных «средств производства» из рук бандитов и «новых русских» людям в погонах.

Не просто так противоборство героев вертится вокруг мало что самостоятельно понимающей красавицы, которую встающий с колен омоновец хочет отбить у главаря банды. Не зря в драме появляется роковой поезд, который в российской культуре часто символизирует некую историческую неизбежность (в
«Матильде» царский вагон сошел с рельсов из-за крестьянской лошади, левая идея мечется по миру в виде бронепоезда в сериале «Троцкий»).

«Солнечный удар» и политическое похмелье

У каждого свое кино, своя Россия. У Протазанова честь России-матушки спасена революционерами, у Смирнова с Варварой обходились жестоко и до, и после 1917 года. Третий взгляд — у Никиты Михалкова при поддержке текстов Бунина.

Виктория Соловьева в фильме "Солнечный удар" (2014 год).
Виктория Соловьева в фильме "Солнечный удар" (2014 год).

В «Солнечном ударе» Россия превращается в женщину в болезненных, похмельных от осознания потери страны размышлениях пленного белогвардейского поручика, который вспоминает свой мимолетный дореволюционный адюльтер с женой высокопоставленного дворянина (с лицом самого Никиты Сергеевича) как момент потери чести, отказа от ценностей, после которого Россию-Незнакомку уже не вернешь.