Найти тему
Кинокружок Курилова

«Обычная женщина 2» обманула политические ожидания, свернув в бытовой феминизм

Оглавление
Кадр из т/с «Обычная женщина».
Кадр из т/с «Обычная женщина».

Второй сезон сериала «Обычная женщина» оказался идейно и стилистически чище первого, в результате – сильнее. В новом кино меньше социального мрачняка, совсем нет латентно оппозиционной риторики про «эту страну». Фильм почти полностью превращается в феминистический манифест, а сюжет становится более коэновским.

Что там было-то?

Марина (Анна Михалкова) работает «мадам» под прикрытием цветочного бизнеса. Ее муж Артем (Евгений Гришковец), хирург, крутит адюльтер с ассистенткой Никой (Мария Андреева). В первом сезоне детектив вертится около смерти одной из работниц Марины на встрече с клиентом.

Галина становится более деловой. Кадр из т/с «Обычная женщина».
Галина становится более деловой. Кадр из т/с «Обычная женщина».

Марина с администратором отеля Галиной (Юлия Мельникова) решают классическую задачку черной комедии, пытаясь спрятать тело. Но его находит нуарная следователь Вера (Дарья Савельева). В семье Марины все трещит по швам... В итоге нам поясняют, что все герои с приставкой «анти-» не по своей вине, просто в «этой стране» иначе никак. Кругом жулики, коррупция и т.п. Поэтому и герои – не плохие, а «обычные».

Уход от политики

Вторая часть больше внимания уделяет следователю Вере. Марина и Галина получают в напарники горничную Лизу (Евгения Калинец) и втроем продолжают черноюморные приключения. Значительная часть действия – в больнице, где лежит раненая дочь Марины, приходит в норму ее новорожденный сын, работают Артем и Ника. Плюс – разборки местных авторитетов, в которые втянута Марина.

Из-за Марины конфликтуют представители двух кланов. Как будто страну делят. 
Такая аллегория возможна, но с большой натяжкой. В основном это просто жанровое кино. Кадр из т/с «Обычная женщина».
Из-за Марины конфликтуют представители двух кланов. Как будто страну делят. Такая аллегория возможна, но с большой натяжкой. В основном это просто жанровое кино. Кадр из т/с «Обычная женщина».

В первом сезоне обозначился уклон в феминизм, казалось, вторая часть дожмет эту тему, и женщины столкнутся с душным государственным патриархатом. Но вышло иначе. Феминистическая тема продолжилась и расцвела буйным цветом, но больше на семейно-бытовом уровне. Политика же наоборот отошла в сторону.

Во втором сезоне режиссер не Борис Хлебников (он продюсер), а Наталия Мещанинова, для которой уход от наметившейся было вялой полит-оппозиционности выглядит органичным. В 2018 году она написала и поставила «Сердце мира», в котором можно увидеть (многие и увидели) высказывания в пользу некоторой патриархальности общества, мысль о разумности ограничений свободы, недоверие к либерализму.

Не факт, что смена постановщиков повлияла на сюжет. Все могло быть идейно согласовано заранее (Хлебников, кстати, соавтор сценария «Сердца мира»). Просто первый сезон, не обещая ничего конкретного, ловко поймал на крючок аудиторию, которая в основном хвалит только «оппозиционное» российское кино, а остальное даже не смотрит.

Трюк сработал. А по факту ничего серьезного: продажный чиновник (
Николай Фоменко) да мутный связанный со спецслужбами коммерсант, который с ним воюет. Действия их сведены до гангстерского коэновского уровня и серьезных размышлений о судьбах Родины не вызывают.

Мы просто видим действительно во многом коэновское кино про «маленьких людей» с примесью черной комедии и нуара, в котором еще и почти тарантиновская развязка. «Жанр» во втором сезоне побеждает, и рассматривать его как серьезную драму о стране уже нет смысла. Более того: действие второго сезона можно легко представить хоть в США, хоть в скандинавских странах. Просто качественный универсальный фильмец.

Образ Ники становится резко более драматическим. Кадр из т/с «Обычная женщина».
Образ Ники становится резко более драматическим. Кадр из т/с «Обычная женщина».

«Чтобы девочки плакали»

От политики, да и от закрученного детектива, сериал ушел в авантюрную криминальную и семейную драмы. Главной фишкой которых уже окончательно становится феминистический пафос. В одной из серии героиня Михалковой как бы между делом даже проговаривает часть сверхзадачи: «мальчики послабее».

Женщины тут сильные и гордые все – от детсадовской дочки Марины до ее свекрови (
Татьяна Догилева великолепна), даже та, что в какой-то момент превращается в антагонистку. Все они еще и серьезно прибавляют в личностном росте, особенно дочь Катя (Елизавета Кононова) и Ника.

У Марины еще одна коллега - бывшая горничная Лиза. Кадр из т/с «Обычная женщина».
У Марины еще одна коллега - бывшая горничная Лиза. Кадр из т/с «Обычная женщина».

Мужики наоборот показаны еще более никакими. На героя Гришковца уже неприятно смотреть, причем особенно жалок он в максималистских, почти детских (и поэтому сразу провальных) проявлениях правдолюбия, от которых всем становится только хуже. Если все-таки видеть тут отголоски политики, то вряд ли это порадует оппозиционного зрителя.

Именно герой Гришковца персонифицирует «неполживость», но с каждой серией становится все более жалким. И, если мы все-таки видим в Марине некую персонификацию России, то очевидно, что «очень уставшей» стране не по пути с теми, от кого только лозунги о всем хорошем. Но без этих аллегорий вполне можно обойтись, это просто «жанровое» кино.

Значительно усилена линия следователя Веры. Она становится второй главной героиней. Кадр из т/с «Обычная женщина».
Значительно усилена линия следователя Веры. Она становится второй главной героиней. Кадр из т/с «Обычная женщина».

Напарника Веры можно терпеть только благодаря его покаянию в слабости и глупости, пацаны из окружения Кати совсем переходят границы. И только новый герой Федя (Антон Васильев, классный актер, стоит запомнить, очень хорош в замечательном сериале «Мастер») является исключением. Которое только подтверждает правило.

Сериал финиширует на гордой феминистской ноте – под композицию с рефреном «Это песня для девочек, чтобы девочки плакали» от
Валентина Стрыкало, что пел «Наше лето» в совместной работе Хлебникова и Мещаниновой «Аритмия». И это очень убедительно. Не идейно, конечно, в части педалирования феминизма, а художественно.

Чиновник в исполнении Фоменко – обычный дорвавшийся до власти гопник. 
Кадр из т/с «Обычная женщина».
Чиновник в исполнении Фоменко – обычный дорвавшийся до власти гопник. Кадр из т/с «Обычная женщина».

Во втором сезоне разболтанное кино, которое толком не понимало, чего хочет, становится стильным, подтянутым и уверенным в себе, как и его героини. И сейчас действительно можно поздравить авторов с успехом.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Хабенский пародирует Глеба Жеглова в сериале «За час до рассвета»
Чем больше «Водоворот» старается казаться крутым...
«ППЧМЗ» против «Последнего министра»