Найти в Дзене
Культурный котик

Гениями не рождаются, ими становятся. Что общего между талантом и болезнью Альцгеймера?

Меня, как и любого творческого человека, всегда интересовал вопрос о происхождении таланта. Я даже спрашивала у френдов в соцсетях, что они думают по этому поводу. Увы, люди по-прежнему верят в божественное или природное происхождение таланта. Мол, этому ниспослан дар небес или достались удачные гены от рождения, он и гений, а другому не дано, извините. Ничего не попишешь. Работать, конечно, надо, но только если есть врожденный талант. А если нет его, то и работа ничего особенного не принесет.

Не правда ли, очень удобная позиция? А как возвышает творцов в глазах жадной до чудес публики и гладит эго, падкое на похвалу. Развеивать миф о своей исключительности им совершенно не с руки. "Такой я особенный от природы или вообще богоизбранный". Страшно же приближаться к ним, избранникам высших сил? Ещё как! Нужно быть самонадеянным и даже наглым, чтобы осмелиться прийти, например, в литературу, зная, сколько великих писателей было до тебя. И сколько талантливых авторов претендуют на это звание в наши дни. Высококонкурентная среда.

Ворваться в нее можно только от большой любви к себе. Именно поэтому среди творческих личностей столько эгоистичных и самовлюблённых мудаков. Они наглее и виднее. Однако это не всё - стремление быть лучше других сильнее развито как раз у таких людей. Человек скромный и неамбициозный не будет гореть желанием всех непременно победить, завоевать и остаться в веках. И не станет яркой фигурой. И у него, что важно, не будет такой мотивации много работать, чтобы стать лучше и всего добиться. А честолюбие – отличное топливо для любых свершений. Но и среди самолюбивых тоже есть много людей, которым нужно все на блюдечке с голубой каемочкой, а серьезно работать они не хотят. И такие эксцентрики только привлекают внимание, но не нарабатывают реальный талант. Они рискуют стать всеобщим посмешищем.

Почему мы смеемся над неумелыми творцами и прочими графоманами? Нам кажется, что они бездарны от природы и не понимают, но упорствуют и выглядят нелепо. А если окажется, что все мы - не наделены дарами с рождения и учимся всю жизнь? Тогда графоман – это не бесталанный от природы человек, а просто не сумевший заработать талант. Страсть у него есть, а желания и способности учиться, к сожалению, нет. Когда ты не видишь ошибки и недочеты, не исправляешь их, то пишешь на одном уровне годами. И тогда свой сотый косноязычный текст создашь быстрее, но менее корявым он не станет, если не работать над техникой письма.

Я недавно прочитала книгу "Код таланта" американского журналиста Дэниела Койла. По-моему, у него изложена самая правдоподобная версия происхождения таланта и гениальности из всех, что я встречала.

Койл связывает возникновение и совершенствование любого таланта с миелиновыми оболочками в мозге, которые растут, когда человек работает над каким-либо навыком. И чем углубленнее и усерднее он работает, тем больше миелина у него вырабатывается.

Миелин - это липидное вещество, которое окружает нервные клетки. Миелин является изолирующей оболочкой, позволяющей нервным сигналам быстрее передаваться по "проводам".

-2

С ростом миелиновой оболочки нервный путь изолируется всё сильнее, а сигналы по нему проходят всё быстрее. Существует интересная взаимосвязь: чем больше человек работает над чем-либо, тем больше у него вырабатывается миелина, и тем быстрее по нервам проходят сигналы, отвечающие за определенное действие. Отсюда происходят и талант, и мастерство, и даже гениальность.

Вывод – любой навык можно развить в мастерство, любой талант превратить в гениальность, если с детства долго и упорно над этим работать. Почему с детства? Потому что с возрастом выработка миелина естественно замедляется, поэтому дети учатся намного быстрее, а с годами новые навыки осваивать становится всё труднее.

А здесь мы подходим к вопросу, что общего между талантом и болезнью Альцгеймера? Всё очевидно. Развитие и таланта, и болезни связано с миелином. Если в первом случае количество миелина растет, то во втором - наоборот, он постепенно исчезает. Разрушение миелиновых оболочек ученые связывают с возникновением нейродегенеративных заболеваний, таких как рассеянный склероз или болезнь Альцгеймера.

Что ещё здесь важно? Койл пробует объяснить, почему тренируются упорно многие, а одни становятся просто профессионалами, а другие звёздами, чемпионами итд. Всё дело в особенностях тренировок. Важна не только сама практика, но и её качество. Чем углубленнее практика, тем выше мастерство.

В книге Койл приводит в пример итальянский Ренессанс и Флоренцию как "очаг таланта". Он объясняет появление стольких гениальных художников в одном месте и в один исторический период сразу несколькими факторами. Во-первых, это пример великой живописи, которая всегда была перед глазами у маленьких флорентийцев. Окруженные искусством, они могли испытать вспышку озарения: "Я тоже так хочу". Во-вторых, и это самое главное, мастера живописи учились друг у друга. Например, Леонардо да Винчи был учеником Андреа дель Верроккьо

Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Винчи

Мальчики приходили в школы к живописцам в качестве учеников и на практике, с юного возраста долго и упорно учились рисовать полотна. Итальянское Возрождение - это не историческое чудо, а закономерный итог системы действовавших тогда живописных школ.

К сожалению, талант можно утратить, если перестать над ним работать, он притупляется, миелин не вырабатывается дальше. "Если ты не прогрессируешь, ты регрессируешь". Или если у человека разовьётся нейродегенеративная болезнь. Во-первых, происходит естественное замедление выработки миелина, во-вторых, ослабление и разрушение существующих миелиновых оболочек с возрастом.

Я поэтому так не люблю всевозможные курсы. На них, как правило, приходят люди, стремящиеся за несколько месяцев-полгода найти секрет успеха и научиться, например, хорошо писать. Это определенный человеческий психотип, и редко среди них находятся "трудяги", готовые углубленно заниматься, совершенствуясь и исправляя ошибки в течение 10 тыс часов. Или 10 лет по три часа ежедневно.

А иначе не работает. Да, курсы могут что-то подсказать и вдохновить, хотя почти всю ту же инфу можно получить бесплатно в открытых источниках или самому опытным путем. Второй вариант интереснее, потому что когда доходишь своим умом и отрабатываешь на практике, навык закрепляется лучше.

Во-вторых, да, существует теория 10 тыс часов, которую придумал доктор К. Андерс Эриксон, а журналист Малкольм Гладуэлл приводит в книге "Гении и аутсайдеры" (тоже любопытная, кстати). Она как раз и подтверждается в книге "Код таланта". За 10 тыс часов практики, по мнению Койла, человек успевает нарастить толстую миелиновую оболочку и отточить мастерство.

Важный момент: необходимо не просто, например, писать. А стремиться писать лучше. Так, как не делал раньше. Все время думая и совершенствуя текст. Нужно интенсивно работать, на грани возможного, чтобы стать мастером. Бездумное письмо приведет лишь к тому, что будешь писать быстрее, легче, но не лучше. Углубленная, осознанная практика – ключ к любому виду мастерства. Миелин работает на нас в таком случае.